Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2.7.3. Неопределенная инверсная сверткаПодавление нежелательных эхо-сигналов оказалось возможным потому, что свойства одного из разделяемых сигналов были известны с абсолютной точностью. В основе фильтрации лежат сведения о распределении кепстра музыки или о задержке эхо-сигнала. Однако часто бывает, что характеристики обоих сигналов; неизвестны или известны лишь частично, по сигналы нужно разделить между собой. Подобная задача называется неопределенной инверсной сверткой (или инверсной фильтрацией «вслепую»), так как в этом случае требуется устранить влияние на неизвестный сигнал фильтра с неизвестными характеристиками, когда имеется только искаженный сигнал. Стокхэм [119] использовал методику неопределенной инверсной свертки для восстановления старых звукозаписей. При этом не были точно известны ни записываемый музыкальный сигнал, ни форма передаточной характеристики записывающего устройства. В распоряжении экспериментатора была только шеллачная грампластинка. Стокхэм заметил, что старые записи звучат не очень естественно, и объяснил это влиянием острых резонансов механической записывающей системы. Все элементы звукозаписывающего тракта, начиная от рупора и кончая мембраной с закрепленной на ней иглой, имеют заметные резонансы; более подробное описание старых звукозаписывающих устройств можно найти в работе [118]. Наличие резонансов было, вероятно, связано с необходимостью снижения потерь на трение, чтобы поднять до максимума уровень выходного сигнала. Хотя частотную характеристику можно было сделать более равномерной, основной целью было получение максимального отношения сигнал/шум. Эти резонансы создают в частотной характеристике очень большие пики и провалы, особенно вблизи частоты велика. Это создает весьма заметное окрашивание спектра музыки. Неравномерность частотной характеристики не очень заметна, если пики имеют небольшую ширину. Так, за счет реверберации создаются очень резкие пики и провалы, но ширина их обычно не превышает 1 Гц или даже долей герца. Резонансы в системе механической звукозаписи могут иметь ширину до 10—50 Гц. Если голос певца пересекает одни из таких резонансов, то сила звука изменяется очень резко. Таким образом, кроме «окрашивания» спектра процесс звукозаписи вносит очень сложные изменения в динамику музыкального произведения. Характерное звучание старых записей в большей степени связано с резонансами, чем с повышенным уровнем шума или с недостаточной шириной полосы записанного сигнала. Чтобы устранить влияние фильтра, характеристики которого неизвестны, необходимо сделать предположение о свойствах сигнала или фильтра, или о том и другом. При анализе звукозаписей целесообразно сделать два основных предположения. Во-первых, следует считать, что характеристики фильтра линейны и не изменяются в течение всей записи. Это предположение, по-видимому, справедливо почти всегда, хотя частотная характеристика может слегка изменяться за счет небольших смещений рта певца относительно рупора фонографа. Тем не менее спектральный состав голоса исполнителя на протяжении музыкальной фразы остается сравнительно постоянным, и в среднем спектр мужского голоса при исполнении одной и той же части произведения вряд ли изменился с 1906 г. Во-вторых, следует предположить, что длина музыкального отрывка гораздо больше длительности импульсного отклика «фильтра, а это позволяет проводить усреднение, что необходимо для выделения сигнала. При инверсной фильтрации всегда необходимо иметь какие-либо сведения о сигнале и искажающем фильтре. Так, например, если имеется единственная запись, полученная с помощью некоторого совершенно нового музыкального инструмента, то провести инверсную фильтрацию невозможно. Для иллюстрации этого процесса рассмотрим работы Стокхэма по восстановлению старых записей выступлений Карузо, сделанных в 1906 г. Инверсная фильтрация основывается на гомоморфной обработке сигналов; здесь применяются те же операции, что и при ослаблении эхо-сигналов. Пусть
Преобразование Фурье обеих частей этого равенства имеет вид
а комплексные логарифмы правой и левой частей соотношения (2.8) связаны равенством
которое обладает свойством аддитивности. Желательно найти такое линейное преобразование, с помощью которого из последнего равенства можно определить точный вид Однако Равенство (2.9) для
При усреднении необходимо учесть, что в соотношениях (2.9) — (2.10) фигурируют комплексные функции и следует усреднять по отдельности их модули и аргументы. Среднее значение модуля равно
а среднее значение аргумента
Левую часть соотношения (2.11) можно оценить экспериментально и из нее получить оценку подвергнуть такой же обработке современную запись. В результате получается следующее уравнение, эквивалентное (2.11):
где
т. е. дает оценку модуля Разность между этими функциями была взята в качестве оценки Компенсирующий фильтр был построен на основе обращения модуля (кликните для просмотра скана) фазовой функции, хотя подобная задача рассматривалась в литературе [116, 117]. Причиной, позволяющей отбросить фазовую компенсацию, является нечувствительность человеческого слуха к фазовым ошибкам. Однако фактические пределы восприятия фазы пока что не выяснены, и какая-то доля остаточного окрашивания, прослушивающегося в восстановленных записях, может быть связана именно с этим эффектом. Даже при использовании самых быстродействующих современных ЦВМ расчеты, необходимые для восстановления записей, занимают очень много времени. Обработка записи длиной в несколько минут может длиться несколько часов. Музыкальный сигнал необходимо разделить на отдельные отрывки и каждый из них перевести в спектральную область с помощью БПФ. Число отрывков доходит до 500, поэтому для определения параметров фильтра приходится усреднять 500 логарифмов от спектров, полученных после БПФ. Структура фильтра настолько сложная, что обработку музыки выполняют в частотной области, для чего музыку подвергают преобразованию Фурье и умножают ее спектр на коэффициенты передачи обратного фильтра. Объем необходимых вычислительных операций вынуждает проводить такую обработку только в стенах научного учреждения. Тем не менее результаты получаются очень впечатляющими. Благоприятная реакция слушателей свидетельствует об эффективности восстановления записей.
|
1 |
Оглавление
|