Главная > Применение цифровой обработки сигналов
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

2.7. Более совершенные методы обработки сигналов

Все рассмотренные в предыдущих разделах приложения цифровой обработки сигналов имели сугубо практический характер. Цифровые методы внедряются в технику звукозаписи либо для улучшения характеристик существующих систем, как, например, в случае цифровых магнитофонов, либо для обработки сигналов с целью создания определенных звуковых эффектов, например для имитации акустики больших залов. Методы обработки сигналов, применяемые в подобных случаях, сравнительно несложные и основаны на теории линейной фильтрации.

Существуют и более совершенные методы обработки сигналов, однако в силу своей сложности и большой стоимости соответствующей аппаратуры они пока не нашли применения в звукозаписывающих системах массового назначения. Это в некотором смысле решения, для которых еще не найдено задач. Однако соответствующие математические положения развиты в достаточно высокой степени и в лабораторных условиях проведены успешные опыты с применением таких методов.

Очень интересное направление в цифровой обработке сигналов, называемое обобщенной линейной или гомоморфной обработкой, основано на работах Оппенгейма [116]. Идея состоит в том, что сигналы, представленные в виде произведения или свертки

нескольких функций, подвергаются нелинейному преобразованию, в результате которого вместо свертки или произведения появляется сумма. Затем полученная аддитивная комбинация обрабатывается классическими методами линейной фильтрации, а результат возвращается в исходные координаты с помощью обратного нелинейного преобразования. На основе такого метода можно построить систему сжатия динамического диапазона, отделять звуковой сигнал от сопутствующих ему эхо-сигналов или же улучшать качество старых звукозаписей. Ниже эти задачи рассматриваются более подробно.

2.7.1. Системы сжатия

Музыкальный сигнал можно рассматривать в виде произведения двух колебаний. Одно колебание образует медленно меняющуюся огибающую а второе колебание и (7) изменяется с гораздо большей скоростью; сигнал имеет вид

Огибающая всегда положительна, а колебания могут быть положительными и отрицательными.

Комбинацию сигналов (2.1), представленную в виде произведения, с помощью логарифмирования можно преобразовать в сумму:

Поскольку может быть и положительным, и отрицательным, перед логарифмированием следует представить в комплексной форме. Аргумент (фаза) сигнала будет равен 0 или ; этот угол образует мнимую часть логарифма, а логарифм модуля — действительную часть. Вслед за таким преобразованием сигнал подвергается линейной обработке. После фильтрации сигнал можно возвести в степень и получить новый музыкальный сигнал Блок-схема соответствующей системы представлена на рис. 2.29. Данный метод обработки является полезным в том случае, когда посредством классической лиисйиой фильтрации удается разделить Если, например, спектры этих двух компонент занимают пеперекрывающиеся полосы частот, то при фильтрации каждую компоненту можно обработать по-разному. Как следует из графика рис. 2.30, для речевых и музыкальных сигналов это именно так и есть. Спектр логарифма огибающей сосредоточен на частотах, лежащих ниже 16 Гц, а спектр логарифма быстропеременпой компоненты находится выше 16 Гц.

Допустим, что коэффициент усиления линейного фильтра равен

единице на частотах выше 16 Гц и равен К ниже 161 Гц. Тогда при фильтрации не изменится, станет равным или, что то же самое, Таким образом, на выходе системы получится сигнал вида Если К меньше единицы, то амплитуда огибающей уменьшается и тем самым достигается сжатие динамического диапазона.

Рис. 2.29. Блок-схема системы гомоморфной фильтрации сигналов, являющихся произведением нескольких сигналов. В линейной системе происходит фильтрация логарифма модуля входного сигнала. (Воспроизведено из работы [120] с разрешения Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике.)

При получается система автоматической регулировки усиления, так как на выход пропускается только быстропеременная составляющая с постоянной амплитудой. Система с является экспандером, т. е. в ней увеличивается динамический диапазон сигнала.

Описанные системы можно построить как в цифровой, так и в аналоговой форме.

Рис. 2.30. Спектр логарифма модуля типичного звукового сигнала. Большая мощность низкочастотных компонент свидетельствует о широком динамическом диапазоне, высокочастотные компоненты определяют тонкую структуру звукового сигнала. Низкочастотные и высокочастотные компоненты можно фильтровать по-разному. (Воспроизведено из работы [120] с разрешения Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике.)

Однако для получения высококачественных записей необходимо, чтобы все нелинейности были высокостабильными, а их передаточные характеристики должны быть очень точно определены. Отсюда следует, что более высокое качество записи будет обеспечивать именно цифровая система. Поэтому в цифровой микшерной системе логично предусмотреть сжатие или расширение динамического диапазона записи.

1
Оглавление
email@scask.ru