В этом случае необходимо изучать сразу всю систему девяти совокупных дифференциальных уравнений.
В качестве примера рассмотрим движение самолета. Здесь, кроме силы тяжести и тяги пропеллера, которую мы предположим заданной с помощью составляющих
действуют еще сопротивления воздуха, которые зависят
интенсивности и направления воздушного потока относительно самолета. Предположим для упрощения что это действие может быть представлено для каждой самостоятельной части самолета отдельной силой, которая зависит: 1) от скорости
"средней" точки (с координатами
этой части по отношению к покоящемуся воздуху (т. е. по отношению к неподвижной системе); 2) от угла между этой скоростью и определенным направлением, жеотко связанным в средней точке с соответствующей частью самолета, "средней нормалью" с направляющими косинусами
Если ввести еще "угол атаки" соответствующей части
то
Результаты опыта заставляют предположить, что составляющие воздушных сопротивлений имеют вид
а координаты точек их приложения
и т. д., где
функции от
определяемые из опыта. Так как сила тяжести имеет вид § 3, (1), где
означает полную массу самолета, то девять уравнений движения получатся из уравнений § 1, (25), (22) и § 3, (5), если в них положить:
При этом
моменты приложенных сил относительно центра инерции самолета и кроме того предположено, что линия действия тяги пропеллера проходит через центр инерции.
как, согласно § 1 (3):
то мы имеем дело с девятью дифференциальными уравнениями для девяти неизвестных
Мы выполним их интегрирование только при следующих трех допущениях: плоскость
есть плоскость симметрии самолета. Она движется все время в одной и той же (неподвижной в пространстве) вертикальной плоскости, а именно в плоскости
Поступательная скорость в направлении
пропеллера велика по сравнению с остальными составляющими скорости.