Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике Господа! Сегодня мой доклад посвящен понятию трансфинитного кардинального числа, и прежде всего я хочу поговорить об одном кажущемся противоречии, которое якобы содержит это понятие. Но прежде чем начать, я хотел бы сделать следующее предварительное замечание: по моему мнению, предмет мыслим только тогда, когда его можно определить конечным число слов. Предмет, определимый конечным числом слов, я буду для краткости называть просто определимым. С этой точки зрения неопределимый предмет немыслим. Аналогично, я буду называть закономерность высказываемой, если ее можно высказать за конечное число слов. Г-н Ришар доказал, что множество определимых предметов счетно, т.е. кардинальное число этого множества есть $\aleph_{0}$. Доказательство совсем просто: пусть $\alpha$ – число слов в словаре, тогда $n$ словами можно определить самое большее $\alpha^{n}$ предметов. Если теперь разрешить $n$ неограниченно возрастать, то, как нетрудно видеть, даже в этом случае невозможно выйти за пределы счетного множества. Следовательно, мощность множества мыслимых предметов была бы равна $\aleph_{0}$. Г-н Шенфлис возразил против этого доказательства, заметив, что с помощью одного-единственного определения можно задать несколько, даже бесконечно много предметов. В качестве примера он приводит определение функций-констант, которых, очевидно, бесконечно много. Такое возражение неприемлемо потому, что определения этого типа задают не отдельные предметы, а их совокупность, в нашем примере – множество функций-констант, и это множество представляет собой один-единственный предмет. Итак, выдвинутое г-ном Шенфлисом возражение необосновано. Как известно, Кантор доказал, что континуум не счетно-бесконечен; это противоречит доказательству Ришара. Возникает вопрос: какое из двух доказательств верно. Я утверждаю, что оба доказательства верны и что противоречие, о котором идет речь, лишь кажущееся. Для обоснования этого утверждения я приведу новое доказательство теоремы Кантора. Таким образом, предположим, что задан отрезок $A B$ и правило, по которому каждой точке этого отрезка поставлено в соответствие целое число. Для простоты условимся обозначать точки соответствующими им целыми числами. Разделим наш отрезок двумя произвольно выбранными точками $A_{1}$ и $A_{2}$ на три части, которые назовем подотрезками первой ступени; каждую из этих частей в свою очередь разделим на три части и получим подотрезки второй ступени; мысленно представим себе этот процесс продолженным до бесконечности, причем длины подотрезков у каждой границы должны уменьшаться. Точка 1 принадлежит одной или, самое большее (когда точка 1 совпадает с точкой $A_{1}$ или точкой $A_{2}$ ) двум подотрезкам первой ступени, и, следовательно, заведомо существует один подотрезок первой ступени, которому точка 1 не принадлежит. На этом отрезке найдем точку с наименьшим номером, которых должно быть по меньшей мере две. Среди трех подотрезков второй ступени, принадлежащих тому отрезку первой ступени, на котором мы находимся, снова найдется по крайней мере один, к которому не принадлежит последняя из рассмотренных нами точек. Продолжив наш метод на этом отрезке, мы получим в итоге последовательность отрезков, обладающих следующими свойствами: каждый из них содержится во всех предыдущих отрезках, и один из отрезков $n$-ой ступени не содержит ни одну из точек с номерами от 1 до $n-1$. Из первого свойства следует, что должна существовать по крайней мере одна точка, общая длн всех отрезков; тогда как из второго свойства следует, что номер этой точки должен быть больше любого конечного числа, т. е. этой точке невозможно поставить в соответствие ни одно из чисел. Из какого предположения мы исходили в этом примере? Мы приняли предположение о правиле, по которому каждой точке отрезка поставлено в соответствие некоторое целое число. Затем нам удалось определить точку, которой не соответствует никакое число. В этом отношении приведенные выше различные доказательства теоремы не отличаются. Но прежде всего необходимо установить правило. По Ришару, такое правило, по-видимому, существует, но Кантор доказал противоположное. Можно ли найти выход из создавшейся дилеммы? Проанализируем, как надлежит понимать слово «определимый». Мы берем перечень всех конечных утверждений и вычеркиваем из него все утверждения, которые не определяют никакой точки. Оставшиеся утверждения мы Видимость противоречия связана с тем, что правилу соответствия по Ришару недостает одного свойства, которое я назову «предикативностью», заимствуя это выражение у одного английского философа. (По Расселлу, у которого я заимствую этот термин, определение двух понятий $A$ и $A^{\prime}$ не предикативно, если $A$ упоминается в определении понятия $A^{\prime}$ и наоборот.) Под предикативностью я понимаю следующее. Каждое правило соответствия предполагает определенную классификацию. Я называю соответствие предикативным, если лежащая в его основе классификация предикативна. Что же касается классификации, то я называю ее предикативной,если она не изменяется от введения новых элементов. В этом смысле правило соответствия Ришара непредикативно; более того, введение предложенного им правила соответствия изменяет классификацию утверждений на имеющие значение и на не имеющие значение. То, что в этом случае имеется в виду под атрибутом «предикативный», лучше всего пояснить на примере. Если мне требуется упорядочить множество, распределив образующие его предметы по некоторому числу коробок, то могут представиться два случая: либо упорядоченные предметы в конце концов окажутся на своих местах, либо мне придется всякий раз, когда я буду классифицировать новый предмет, извлекать какой-то другой предмет (или другие предметы) из той коробки (или тех коробок), в которой он (или они) находились. В первом случае я называю классификацию предикативной, во втором – непредикативной. Хороший пример непредикативного определения привел Расселл: пусть $A$ – наименьшее число, для определения которого требуется более ста немецких слов. Число $A$ должно существовать, так как с помощью ста слов можно определить лишь конечное количество чисел. Но определение, которое мы выше дали числу $A$, содержит меньше ста слов, таким образом, число $A$ и определимо, и неопределимо. Цермело высказал возражение против отказа от непредикативных определений, ссылаясь на то, что в таком случае пришлось бы отказаться от большей части математики, например, от доказательства существования корня алгебраического уравнения. Отсюда далее следует, что $F\left(x_{0}\right)=0$. Такое определение $F\left(x_{0}\right)$ непредикативно, так как значение $F\left(x_{0}\right)$ зависит от множества значений $F(x)$, к которому оно принадлежит. Я не могу останавливаться на обосновании этого возражения. Доказательство можно преобразовать так, чтобы непредикативные определения из него исчезли. Для этого я рассмотрю совокупность значений аргумента вида $\frac{m+n i}{p}$, где $m, n$ и $p$ – целые числа. Я могу воспользоваться теми же рассуждениями, что и прежде, но значение аргумента, при котором достигается минимум $|F|$, вообще говоря не принадлежит к рассматриваемым значениям аргумента. Тем самым мы избегаем круга в доказательстве. От каждого математического доказательства можно потребовать, чтобы оно содержало только предикативные определения и т.д., так как в противном случае доказательство нестрого. А как обстоит дело с классическим доказательством теоремы Бернштейна? Свободно ли оно от противоречия? Как известно, теорема Бернштейна утверждает, что если даны три множества $A, B$ и $C$, такие, что $A$ содержится в $B$, а $B$ содержится в $C$, и если $A$ эквивалентно $C$, то $A$ должно быть эквивалентно $B$. Таким образом, и в этом случае речь идет о правиле, по которому устанавливается соответствие. Если первое правило установления соответствия (между $A$ и $C$ ) предикативно, то, как показывает доказательство, второе правило установления соответствия между $A$ и $B$ также должно быть предикативным. Что же касается второго трансфинитного кардинального числа $\aleph_{1}$, то я не совсем убежден в том, что оно существует. Мы приходим к нему через рассмотрение множества ординальных чисел мощности $\aleph_{0}$; ясно, что это множество должно иметь более высокую мощность. Спрашивается, однако, замкнуто ли оно, чтобы мы могли говорить о его мощности, не впадая при этом в противоречие. Актуальной бесконечности здесь во всяком случае не существует. А как обстоит дело с знаменитой проблемой континуума? Можно ли вполне упорядочить точки пространства? Что мы под этим понимаем? Возможны два случая. Во-первых, мы можем утверждать, что правило вполне упорядочения высказываемо за конечное число слов; тогда это утверждение не доказуемо, и даже г-н Цермело не претендует на то, чтобы представить такое доказательство. Но мы допускаем и такую возможность, что правило не выразимо с помощью конечного числа слов. В этом случае я не могу придать утверждению никакого смысла, оно для меня – «пустой звук». В этом и заключается трудность. И в этом же – причина споров по поводу почти гениальной теоремы Цермело. Эти споры весьма примечательны: одни отвергают постулат выбора, но тем не менее считают доказательство правильным, другие считают постулат выбора приемлемым, но не признают доказательство. Я могу говорить на эту тему еще несколько часов, но не в силах решить проблему.
|
1 |
Оглавление
|