11.1. АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ
В некоторых случаях возникает надобность в незначительном изменении заданного напряжения в ту или иную сторону. Эта задача проще всего решается не двухобмоточными трансформаторами, о которых шла речь в предыдущих параграфах, а однообмоточными, или автотрансформаторами.
Если коэффициент трансформации мало отличается от единицы, то невелика будет разница между величиной токов в первичной и во вторичной обмотках. Кроме того, эти токи имеют различные направления. Что же произойдет, если объединить обе обмотки?
Получится схема, приведенная на рис. 11.9, на которой не показан магнитопровод трансформатора. Если присоединить источник переменного напряжения к точкам АО, то в магнитопроводе возникнет переменный магнитный поток.
В каждом из витков обмотки будет индуктироваться напряжение одной и той же величины. Очевидно, что между вторичными зажимами, т. е. между точками ВО, возникает напряжение, равное напряжению одного витка, умноженному на число витков, имеющихся между В и О.
Если присоединить к вторичным зажимам какую-нибудь нагрузку, то вторичный ток будет проходить лишь в части обмотки, а именно между В и О. Но в этих же витках есть и первичный ток и оба тока сложатся. По участку ВО будет протекать разность обоих токов, т. е. очень малая величина. Это позволит выполнить обмотку из провода мало- сечения. Чтобы оценить достигаемую этим экономию меди, надо принять во внимание, что участок ВО составляет большую часть всех имеющихся витков. В двухобмоточном трансформаторе этому участку соответствовали бы две обмотки, рассчитанные на полную величину рабочего тока. В автотрансформаторе на полный рабочий ток рассчитывается лишь небольшой участок АВ.
Сходная картина имела бы место и при питании автотрансформатора со стороны ОВ.
Рис. 11.9. Схема автотрансформатора