Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
14.5. ЗАЩИТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙСхемы управления электродвигателями, которые мы составили в предыдущем параграфе, на практике применять нельзя. В них нет защиты. Схемы нужно доработать, усовершенствовать. Рассмотрим прежде всего наиболее распространенную защиту от коротких замыканий. Самая простая защита осуществляется плавкими предохранителями. Предохранители ставятся во всех трех фазах двигателя (рис. 14.13) после вводного рубильника, но перед контактами контактора. Сложность выбора предохранителя заключается в том, что пусковой ток асинхронного двигателя в 5—10 раз превышает номинальный и по своей величине приближается к току короткого замыкания. При торможении противовключением ток может быть еще больше. Однако плавкая вставка перегорает не мгновенно.
Рис. 14.13. Защита двигателя плавкими предохранителями Чем больше ток, тем быстрее разрывается цепь. Время ее плавления зависит от величины тока. Процессы пуска и торможения асинхронного двигателя происходят очень быстро, поэтому предохранитель выбирают так, чтобы за это время его плавкая вставка не успела сгореть. Обычно принимают номинальный ток предохранителя равным 40 % пускового тока двигателя. Такой предохранитель надежно защищает двигатель от коротких замыканий, но он достаточно инерционен, и во время пуска цепь не разрывается. Мы уже знаем, что плавкие предохранители не очень удобны, особенно в производственных условиях. Поэтому в производственных машинах чаще употребляют реле тока. На рис. 14.14 изображена схема защиты асинхронного электродвигателя при помощи токовых реле. Обычно применяют два или три реле, включенных в фазы двигателя. При срабатывании любого реле контакты FA1 или FA2 размыкают цепь контактора КМ и двигатель отключается от сети. Цепь управления включается через понижающий трансформатор и защищается двумя плавкими предохранителями
Рис. 14.14. Защита двигателя при помощи тепловых реле и реле тока Реле тока срабатывают очень быстро, поэтому если их настроить так же, как плавкие предохранители, то цепь будет отключаться при каждом пуске двигателя и работа его станет невозможной. Приходится настраивать реле на ток, который превышает пусковой ток двигателя на 20— 30%. Вторым видом защиты, которая обязательна для электродвигателя, является защита от перегрузок. Чаще всего для этого применяют тепловые реле. Нагревательные элементы тепловых реле включают в две фазы двигателя после главных контактов контактора. Если двигатель не включен в сеть, он не работает и не может быть перегружен. Почему необходимы два тепловых реле? Для защиты от перегрузок вполне достаточно одного. Второе реле включают в цепь для защиты двигателя от однофазного включения. Если у работающего трехфазного асинхронного двигателя оборвется один провод, он не остановится, однако ток, потребляемый из сети, значительно возрастет. Это — тоже перегрузка, и двигатель может сгореть. Легко видеть, что одно тепловое реле (например, FP1) от такой неисправности защитить не может. Стоит оборваться проводу фазы А — и двигатель лишается защиты. Тогда, может быть, стоит поставить три тепловых реле — по одному в каждую фазу? Нет, три реле — это слишком много. Два реле надежно защищают двигатель во всех случаях. Если оборвется фаза А, работает реле FP2, обрыв фазы В контролируют оба реле, обрыв фазы С — реле FP1 Как видим, третье реле было бы просто лишним. Но вернемся к защите от перегрузки. У тепловых реле, как и у предохранителей, время срабатывания зависит от нагрузки. Чем выше ток, потребляемый двигателем, тем быстрее срабатывает тепловое реле. Но только время это измеряется ее секундами, а десятками минут. Стараются, чтобы тепловое реле нагревалось и остывало в таком же темпе, как и защищаемый электродвигатель. Однако полного подобия тепловых режимов добиться не удается, и иногда реле отключает двигатель с опозданием. Тепловые реле выбирают по номинальному току электродвигателя. Точнее, номинальный ток теплового реле на 20-30 % больше номинального тока двигателя. При пуске двигателя тепловое реле не срабатывает из-за очень большой инерционности. Очень часто тепловые реле встраиваются в контактор и входят в состав магнитного пускателя. Условное изображение теплового реле на электрических схемах ясно из рис. 14.14. В крупных электрических машинах тепловое реле встраивается внутрь корпуса и контролирует температуру обмотки. Такая защита более надежна. Мы рассмотрели две наиболее распространенные защиты. В действительности их значительно больше. Электродвигатели защищают от понижения напряжения (разновидностью ее является нулевая защита). Специальные аппараты защищают двигатели переменного тока от работы на двух фазах. Обмотки возбуждения двигателей постоянного тока с параллельным возбуждением защищают от обрыва. Если цепь возбуждения оборвется, двигатель развивает недопустимо большую скорость — «идет вразнос». Но просто защитить электрическую установку мало, ведь авария может повториться. Необходимо точно указать причину и место неисправности. Врач определяет болезнь пациента, ставит диагноз. Такой же диагноз должно поставить современное защитное устройство. Электротехнические установки «болеют» так же, как и люди, и чем раньше установлена неисправность, тем легче ее устранить. Поставить диагноз неисправности сложной установки очень трудно. Для этого создаются сложные электротехнические приборы, привлекаются ЭВМ.
|
1 |
Оглавление
|