Главная > Электротехника
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

14.5. ЗАЩИТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ

Схемы управления электродвигателями, которые мы составили в предыдущем параграфе, на практике применять нельзя. В них нет защиты. Схемы нужно доработать, усовершенствовать.

Рассмотрим прежде всего наиболее распространенную защиту от коротких замыканий. Самая простая защита осуществляется плавкими предохранителями. Предохранители ставятся во всех трех фазах двигателя (рис. 14.13) после вводного рубильника, но перед контактами контактора.

Сложность выбора предохранителя заключается в том, что пусковой ток асинхронного двигателя в 5—10 раз превышает номинальный и по своей величине приближается к току короткого замыкания. При торможении противовключением ток может быть еще больше.

Однако плавкая вставка перегорает не мгновенно.

Рис. 14.13. Защита двигателя плавкими предохранителями

Чем больше ток, тем быстрее разрывается цепь.

Время ее плавления зависит от величины тока. Процессы пуска и торможения асинхронного двигателя происходят очень быстро, поэтому предохранитель выбирают так, чтобы за это время его плавкая вставка не успела сгореть.

Обычно принимают номинальный ток предохранителя равным 40 % пускового тока двигателя. Такой предохранитель надежно защищает двигатель от коротких замыканий, но он достаточно инерционен, и во время пуска цепь не разрывается.

Мы уже знаем, что плавкие предохранители не очень удобны, особенно в производственных условиях. Поэтому в производственных машинах чаще употребляют реле тока. На рис. 14.14 изображена схема защиты асинхронного электродвигателя при помощи токовых реле. Обычно применяют два или три реле, включенных в фазы двигателя. При срабатывании любого реле контакты FA1 или FA2 размыкают цепь контактора КМ и двигатель отключается от сети. Цепь управления включается через понижающий трансформатор и защищается двумя плавкими предохранителями .

Рис. 14.14. Защита двигателя при помощи тепловых реле и реле тока

Реле тока срабатывают очень быстро, поэтому если их настроить так же, как плавкие предохранители, то цепь будет отключаться при каждом пуске двигателя и работа его станет невозможной. Приходится настраивать реле на ток, который превышает пусковой ток двигателя на 20— 30%.

Вторым видом защиты, которая обязательна для электродвигателя, является защита от перегрузок. Чаще всего для этого применяют тепловые реле. Нагревательные элементы тепловых реле включают в две фазы двигателя после главных контактов контактора. Если двигатель не включен в сеть, он не работает и не может быть перегружен.

Почему необходимы два тепловых реле? Для защиты от перегрузок вполне достаточно одного. Второе реле включают в цепь для защиты двигателя от однофазного включения. Если у работающего трехфазного асинхронного двигателя оборвется один провод, он не остановится, однако ток, потребляемый из сети, значительно возрастет. Это — тоже перегрузка, и двигатель может сгореть. Легко видеть, что одно тепловое реле (например, FP1) от такой неисправности защитить не может. Стоит оборваться проводу фазы А — и двигатель лишается защиты. Тогда, может быть, стоит поставить три тепловых реле — по одному в каждую фазу? Нет, три реле — это слишком много. Два реле надежно защищают двигатель во всех случаях. Если оборвется фаза А, работает реле FP2, обрыв фазы В контролируют оба реле, обрыв фазы С — реле FP1 Как видим, третье реле было бы просто лишним.

Но вернемся к защите от перегрузки. У тепловых реле, как и у предохранителей, время срабатывания зависит от нагрузки. Чем выше ток, потребляемый двигателем, тем быстрее срабатывает тепловое реле. Но только время это измеряется ее секундами, а десятками минут. Стараются, чтобы тепловое реле нагревалось и остывало в таком же темпе, как и защищаемый электродвигатель.

Однако полного подобия тепловых режимов добиться не удается, и иногда реле отключает двигатель с опозданием.

Тепловые реле выбирают по номинальному току электродвигателя. Точнее, номинальный ток теплового реле на 20-30 % больше номинального тока двигателя. При пуске двигателя тепловое реле не срабатывает из-за очень большой инерционности.

Очень часто тепловые реле встраиваются в контактор и входят в состав магнитного пускателя. Условное изображение теплового реле на электрических схемах ясно из рис. 14.14.

В крупных электрических машинах тепловое реле встраивается внутрь корпуса и контролирует температуру обмотки. Такая защита более надежна.

Мы рассмотрели две наиболее распространенные защиты.

В действительности их значительно больше. Электродвигатели защищают от понижения напряжения (разновидностью ее является нулевая защита). Специальные аппараты защищают двигатели переменного тока от работы на двух фазах. Обмотки возбуждения двигателей постоянного тока с параллельным возбуждением защищают от обрыва. Если цепь возбуждения оборвется, двигатель развивает недопустимо большую скорость — «идет вразнос».

Но просто защитить электрическую установку мало, ведь авария может повториться. Необходимо точно указать причину и место неисправности. Врач определяет болезнь пациента, ставит диагноз. Такой же диагноз должно поставить современное защитное устройство. Электротехнические установки «болеют» так же, как и люди, и чем раньше установлена неисправность, тем легче ее устранить. Поставить диагноз неисправности сложной установки очень трудно. Для этого создаются сложные электротехнические приборы, привлекаются ЭВМ.

1
Оглавление
email@scask.ru