Главная > ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА (А.П.Маркеев)
<< Предыдущий параграф
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

195. Теорема об изменении количества движения. Сложив уравнения (3) п. 193 и учтя постоянство масс $m_{
u}$, получим равенство
\[
\Delta\left(\sum_{
u=1}^{N} m_{
u} \boldsymbol{v}_{
u}\right)=\sum_{
u=1}^{N} I_{
u}^{(e)}+\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{I}_{
u}^{(i)}
\]

или
\[
\Delta \boldsymbol{Q}=\boldsymbol{S}^{(e)},
\]
т. е. изменение количества движения системы при ударе равно главному вектору внешних ударных импульсов.

Так как $\boldsymbol{Q}=M \boldsymbol{v}_{C}$, где $M$ – масса системы, $M=\sum_{
u=1}^{N} m_{
u}=$ const, а $\boldsymbol{v}_{C}$ – скорость центра инерции, то равенство (1) можно переписать в таком виде:
\[
M \Delta \boldsymbol{v}_{C}=\boldsymbol{S}^{(e)},
\]
т. е. импульсивное движение центра инерции системы происходит так же, как импульсивное движение материальной точки, масса которой равна массе системы и к которой приложены все внешние ударные импульсы, действующие на систему.
ПРимер 1. Снаряд, летевший со скоростью $v$, разорвался в воздухе на два осколка равных масс. Скорость первого осколка направлена под углом $\alpha$ к направлению первоначального движения и имеет величину $2 v$. Найти скорость второго осколка.

Так как внешних ударных импульсов нет, то вектор первоначального количества движения снаряда равен сумме векторов количеств движения осколков. Пусть $m$ – масса снаряда, а $\beta$ – угол между вектором $\boldsymbol{v}_{2}$ скорости второго осколка и направлением движения снаряда. Из рис. 144 легко получить, что $v_{2}=$ $=4 v \sin \frac{\alpha}{2}, \beta=\frac{\pi}{2}-\frac{\alpha}{2}$.
Рис. 144
Заметим, что при решении не потребовалось предположения об отсутствии аэродинамических сил и силы тяжести, потому что эти силы не являются ударными.

196. Теорема об изменении кинетического момента. Пусть $A$ – произвольная точка пространства, подвижная или неподвижная, а $\rho_{
u}$ – радиус-вектор точки $P_{
u}$ системы относительно $A$. Умножим обе части равенства (3) п. 193 слева векторно на $\rho_{
u}$ и результаты просуммируем. Тогда, учитывая постоянство $m_{
u}$ и тот факт, что $\rho_{
u}$ не меняется во время удара, получаем соотношение
\[
\Delta\left(\sum_{
u=1}^{N} \rho_{
u} \times m_{
u} \boldsymbol{v}_{
u}\right)=\sum_{
u=1}^{N} \rho_{
u} \times \boldsymbol{I}_{
u}^{(e)}+\sum_{
u=1}^{N} \rho_{
u} \times \boldsymbol{I}_{
u}^{(i)} .
\]

Сумма в левой части представляет собой абсолютный кинетический момент $\boldsymbol{K}_{A}$ системы относительно центра $A$. Поэтому, учитывая равенства (5) и (6) из п. 193, последнее соотношение можно записать в виде
\[
\Delta \boldsymbol{K}_{A}=\boldsymbol{L}_{A}^{(e)},
\]
т. е. изменение кинетического момента системы относительно любого центра равно главному моменту внешних ударных импульсов относительно этого центра.
ПРимеР 1. Два шкива радиусов $r_{1}$ и $r_{2}$ вращаются вокруг параллельных осей с угловыми скоростями $\omega_{1}$ и $\omega_{2}$ (рис. 145), причем $\omega_{1} r_{1}>\omega_{2} r_{2}$. На шкивы намотана ненатянутая лента. В некоторый момент лента натягивается, вследствие чего происходит удар. Требуется определить послеударные угловые скорости $\Omega_{1}$ и $\Omega_{2}$ шкивов и величину I ударного импульса силы натяжения ленты, считая, что после удара лента остается натянутой. Моменты инерции шкивов относительно их осей вращения равны $J_{1}$ и $J_{2}$.
Применяя формулу (3) к вращению первого шкива и учитывая, что ударный импульс реакции оси вращения не создает момента относительно этой оси, имеем
\[
J_{1}\left(\Omega_{1}-\omega_{1}\right)=-I r_{1} .
\]

Для второго шкива получим
\[
J_{2}\left(\Omega_{2}-\omega_{2}\right)=I r_{2} .
\]

Но так как лента остается натянутой, то
\[
\Omega_{1} r_{1}=\Omega_{2} r_{2} .
\]

Из (4)-(6) находим
\[
\frac{\Omega_{1}}{r_{2}}=\frac{J_{1} r_{2} \omega_{1}+J_{2} r_{1} \omega_{2}}{J_{1} r_{2}^{2}+J_{2} r_{1}^{2}}=\frac{\Omega_{2}}{r_{1}}, I=\frac{J_{1} J_{2}\left(\omega_{1} r_{1}-\omega_{2} r_{2}\right)}{J_{1} r_{2}^{2}+J_{2} r_{1}^{2}} .
\]

Если шкивы первоначально вращаются в противоположные стороны, то в результате натяжения ленты возможно прекращение их вращения, причем одновременное. Это произойдет, если выполнено равенство $J_{1} r_{2} \omega_{1}+J_{2} r_{1} \omega_{2}=0$

ПРимеР 2. Находящемуся в покое тонкому однородному стержню массы $m$ и длины l при помощи удара по одному из его концов сообщен импульс I в перпендикулярном к стержню направлении (рис. 146). Найти послеударное кинематическое состояние стержня.

Пусть $v_{0}$ – скорость центра масс стержня, а $\omega$ – его угловая скорость после удара. Из формул (2)
и (3) получаем два уравнения
\[
m v_{0}=I, \quad \frac{1}{12} m l^{2} \omega=I \frac{l}{2},
\]

Рис. 146

отсюда находим
\[
v_{0}=\frac{I}{m}, \quad \omega=\frac{6 I}{m l} .
\]

ПРимеР 3. Найти послеударное кинематическое состояние стержня предыдущего примера, если один из его концов шарнирно закреплен (рис. 147).

В этом случае после удара стержень вращается вокруг точки А. Из формулы (3) получаем уравнение для нахождения угловой скорости вращения $\omega:$
\[
\frac{1}{3} m l^{2} \omega=I l,
\]

отсюда
Рис. 147
\[
\omega=\frac{3 I}{m l} .
\]

Можно найти и неизвестный ударный импульс $I_{A}$ шарнира. Из (2) имеeм
\[
m v_{0}=I+I_{A},
\]

но $v_{0}=\omega \frac{l}{2}=\frac{3 I}{2 m}$. Поэтому $I_{A}=m v_{0}-I=\frac{1}{2} I$.

197. Теорема об изменении кинетической энергии. Пусть $T^{-}$ и $T^{+}$- величины кинетической энергии системы до и после удара:
\[
T^{-}=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u} \boldsymbol{v}_{
u}^{-2}, \quad T^{+}=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u} \boldsymbol{v}_{
u}^{+2} .
\]

Имеет место следующая
Теорема. Изменеие кинетической энергии при импльсивном движении равно сумме скалярных произведений каждого ударного импульа на полусумм скоростей точки его приложения непосредственно перед ударом и после него:
\[
T^{+}-T^{-}=\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{I}_{
u}^{(e)} \cdot \frac{\boldsymbol{v}_{
u}^{-}+\boldsymbol{v}_{
u}^{+}}{2}+\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{I}_{
u}^{(i)} \cdot \frac{\boldsymbol{v}_{
u}^{-}+\boldsymbol{v}_{
u}^{+}}{2} .
\]

Доказательство.
Умножим каждое из уравнений (3) п. 193 скалярно на $\boldsymbol{v}_{
u}^{+}$. Получим равенства
\[
m_{
u}\left(\boldsymbol{v}_{
u}^{+}-\boldsymbol{v}_{
u}^{-}\right) \cdot \boldsymbol{v}_{
u}^{+}=\boldsymbol{I}_{
u}^{(e)} \cdot \boldsymbol{v}_{
u}^{+}+\boldsymbol{I}_{
u}^{(i)} \cdot \boldsymbol{v}_{
u}^{+} \quad(
u=1,2, \ldots, N) .
\]

Если в левых частях этих равенств сомножитель $\boldsymbol{v}_{
u}^{+}$представить в виде
\[
v_{
u}^{+}=\frac{1}{2}\left[\left(v_{
u}^{+}+v_{
u^{\prime}}^{-}\right)+\left(v_{
u}^{+}-v_{
u}^{-}\right)\right],
\]

а затем произвести суммирование равенств по $
u$, то после простых преобразований и учета обозначений (9) придем к соотношению
\[
T^{-}-T^{+}=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u}\left(\boldsymbol{v}_{
u}^{-}-\boldsymbol{v}_{
u}^{+}\right)^{2}-\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{I}_{
u}^{(e)} \cdot \boldsymbol{v}_{
u}^{+}-\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{I}_{
u}^{(i)} \cdot \boldsymbol{v}_{
u}^{+} .
\]

Теперь умножим уравнения (3) п. 193 на $\boldsymbol{v}_{
u}^{-}$, в левых частях получающихся равенств представим сомножитель $\boldsymbol{v}_{
u}^{-}$в виде
\[
\boldsymbol{v}_{
u}^{-}=\frac{1}{2}\left[\left(v_{
u}^{+}+v_{
u}^{-}\right)-\left(v_{
u}^{+}-\boldsymbol{v}_{
u}^{-}\right)\right]
\]

и произведем суммирование по $
u$. Тогда получим такое соотношение:
\[
T^{+}-T^{-}=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u}\left(\boldsymbol{v}_{
u}^{+}-\boldsymbol{v}_{
u}^{-}\right)^{2}+\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{I}_{
u}^{(e)} \cdot \boldsymbol{v}_{
u}^{-}+\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{I}_{
u}^{(i)} \cdot \boldsymbol{v}_{
u}^{-} .
\]

После вычитания равенства (11) из равенства (12) и деления на 2 приходим к доказываемому соотношению (10).

ПРимер 1. Найдем изменение кинетической энергии стержня в примерах 2 и 3 предыдущего параграфа.

Учитывая, что в твердом теле внутренние силы не совершают работы и что перед ударом стержень покоился, из (10) получаем $T^{+}=\frac{1}{2} I v$, где $v-$ величина послеударной скорости той точки стержня, к которой приложена ударная сила.
\[
\text { В примере } 2 \text { получаем } v=v_{0}+\omega \frac{l}{2}=\frac{I}{m}+\frac{6 I}{m l} \frac{l}{2}=\frac{4 I}{m} \text { и } T^{+}=\frac{2 I^{2}}{m} .
\]
$В$ примере же 3 имеем $v=\omega l=\frac{3 I}{m l} l=\frac{3 I}{m} u T^{+}=\frac{3 I^{2}}{2 m}$.
Замечание 1. Равенства (11) и (12) по существу представляют собой еще две различные формы теоремы об изменении кинетической энергии при импульсивном движении.
Дадим их словесное выражение.
Векторы $\boldsymbol{v}_{
u}^{-}-\boldsymbol{v}_{
u}^{+}$и $\boldsymbol{v}_{
u}^{+}-\boldsymbol{v}_{
u}^{-}$называют соответственно потерянной и приобретенной скоростями, а величину
\[
T_{*}=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u}\left(\boldsymbol{v}_{
u}^{-}-\boldsymbol{v}_{
u}^{+}\right)^{2}=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u}\left(\boldsymbol{v}_{
u}^{+}-\boldsymbol{v}_{
u}^{-}\right)^{2}
\]
– кинетической энергией потерянных (или приобретенных) скоростей. Приращение $T^{+}-T^{-}$называют еще приобретенной, а величину $T^{-}-T^{+}$ – потерянной кинетической энергией при импульсивном движении. Используя эту терминологию, соотношение (11) можно прочитать следующим образом: потеря кинетической энергии равна кинетической энергии потерянных скоростей, уменьшенной на сумму работ внешних и внутренних ударных сил, если считать, что точки их приложения имеют в течение всего времени удара постоянные скорости, равные их послеударным скоростям.

А соотношение (12) означает, что приобретенная кинетическая энергия равна кинетической энергии приобретенных скоростей, увеличенной на сумму работ внешних и внутренних ударных сил, если считать, что точки их приложения илеют в течение всего времени удара постоянные скорости, равные их доударным скоростям.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru