Главная > ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА (А.П.Маркеев)
<< Предыдущий параграф
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

205. Общее уравнение динамики. Рассмотрим систему $N$ материальных точек $P_{
u}(
u=1,2, \ldots, N)$. Состояние системы в некоторой неподвижной прямоугольной декартовой системе координат задается радиусами-векторами $\boldsymbol{r}_{
u}$ и скоростями $\boldsymbol{v}_{
u}$ ее точек. Система предполагается свободной или несвободной со связями вида (1), (2) из §3 главы 1. Импульсивное движение возникает из-за того, что к точкам системы прикладываются ударные импульсы $\boldsymbol{I}_{
u}$, либо накладываются новые связи, либо снимаются некоторые (или все) из старых связей, либо из-за того, что и то, и другое, и третье осуществляется одновременно.

Ограничения на скорости точек системы задаются (см. равенства $(2),(3)$ из $\S 3$ главы 1) равенствами вида
\[
\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{B}_{\gamma
u} \cdot \boldsymbol{v}_{
u}+b_{\gamma}=0(\gamma=1,2, \ldots, l) .
\]

Векторы $\boldsymbol{B}_{\gamma
u}$ и скаляры $b_{\gamma}$ – заданные непрерывно дифференцируемые функции $r_{1}, r_{2}, \ldots, r_{n}$ и $t$. Через $l$ в (1) обозначено общее количество связей системы, голономных и неголономных. Если удар вызван заданными ударными импульсами и при ударе структура системы не изменяется, то $l$ равно числу $r+s$ голономных и неголономных связей системы. Если же при ударе изменяется структура системы (изменяется количество связей), то число $l$ отличается от величины $r+s$.

Если связи стационарные, то величины $b_{\gamma}$ в (1) тождественно равны нулю, а вектор-функции $\boldsymbol{B}_{\gamma
u}$ явно не зависят от $t$.

В дальнейшем также будут рассматриваться связи, для которых величина $b_{\gamma}$ в (1) тождественно равна нулю, но вектор-функции $\boldsymbol{B}_{\gamma
u}$ зависят явно от $t$. Эти связи линейны и однородны по компонентам

векторов скоростей точек системы. Наряду с движениями с возможными скоростями $\boldsymbol{v}_{
u}^{*}$ они допускают движения, для которых скорости всех точек системы имеют противоположные направления $-v_{
u}^{*}$. По этой причине такие связи называют обратимыми ${ }^{1}$.
ПРИмЕР 1. Связь, рассмотренная в примере п. 64 , является обратимой нестационарной связью.

Виртуальные перемещения $\delta \boldsymbol{r}_{
u}$ точек системы определяются следующими уравнениями (см. уравнения (12), (13) из $\S 3$ главы 1):
\[
\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{B}_{\gamma
u} \cdot \delta \boldsymbol{r}_{
u}=0(\gamma=1,2, \ldots, l)
\]

Ввиду кратковременности процесса удара вектор-функции $\boldsymbol{B}_{\gamma
u}$ в уравнениях (2) можно считать постоянными. Отсюда следует, что векторы виртуальных перемещений $\delta \boldsymbol{r}_{
u}$ могут считаться независящими от времени на промежутке времени удара от $t=t_{0}$ до $t=t_{0}+\tau$.

Пусть $\boldsymbol{R}_{
u}$ – равнодействующая реакций связей, приложенных к точке $P_{
u}$. Все связи системы будем предполагать идеальными во все время удара, т. е считаем, что равенство (10) п. 55 справедливо для любого момента времени из промежутка от $t_{0}$ до $t_{0}+\tau$.

Обозначим через $\boldsymbol{I}_{
u R}$ ударный импульс реакций связей, приложенных к точке $P_{
u}$,
\[
\boldsymbol{I}_{
u R}=\int_{t_{0}}^{t_{0}+\tau} \boldsymbol{R}_{
u} d t .
\]

Тогда интегрирование по $t$ от $t_{0}$ до $t_{0}+\tau$ обеих частей равенства (10) п. 55 , при учете постоянства величин $\delta \boldsymbol{r}_{
u}$, приводит к соотношению
\[
\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{I}_{
u R} \cdot \delta \boldsymbol{r}_{
u}=0
\]

Пусть $\boldsymbol{I}_{
u}$ – ударный импульс активных сил, приложенных к точке $P_{
u}$. Тогда равенства (3) п. 192 можно записать в виде
\[
m_{
u} \Delta \boldsymbol{v}_{
u}=\boldsymbol{I}_{
u}+\boldsymbol{I}_{
u R}(
u=1,2, \ldots, N) .
\]

Переписав равенства (4) в виде $\boldsymbol{I}_{
u}-m_{
u} \Delta \boldsymbol{v}_{
u}=-\boldsymbol{I}_{
u}$, умножив каждое из них скалярно на $\delta \boldsymbol{r}_{
u}$ и произведя суммирование по $
u$, получим при

учете равенства (3) следующее соотношение:
\[
\sum_{
u=1}^{N}\left(\boldsymbol{I}_{
u}-m_{
u} \Delta \boldsymbol{v}_{
u}\right) \cdot \delta \boldsymbol{r}_{
u}=0 .
\]

Это соотношение является общим уравнением динамики в теории импульсивных движений. пульсами сил инерции. И уравнение (5) может быть прочитано следующим образом: истинное послеударное состояние системы выделяется из всех кинематически возможных тем, что для него и только для него сумма работ активных ударных импульсов и ударных импульсов сил инерции на любых виртуальных перемещениях равна нулю.

Остановимся подробнее на смысле величин $\delta r_{
u}$, входящих в соотношение (5). Если при ударе структура системы не меняется, то величины $\delta \boldsymbol{r}_{
u}$ сохраняют свой обычный смысл: они удовлетворяют уравнениям (12), (13) §3 главы 1 (или эквивалентым им уравнениям (2) данного пункта). Если же при ударе структура системы изменяется, то ситуация несколько сложнее. Поясним это. Пусть $\delta \boldsymbol{r}_{
u}^{-}$- совокупность виртуальных перемещений непосредственно перед ударом и пусть в момент времени $t=t_{0}$ на систему наложена новая идеальная связь, сохраняющаяся и после удара. В системе с изменившейся структурой будет новая совокупность виртуальных перемещений $\delta \boldsymbol{r}_{
u}^{+}$. Из-за наложения новой связи совокупность виртуальных перемещений $\delta \boldsymbol{r}_{
u}^{-}$будет, очевидно, шире совокупности $\delta \boldsymbol{r}_{
u}^{+}$. И для того чтобы в соотношении (5) иметь виртуальные перемещения, пригодные во время всего ударного процесса от $t=t_{0}$ до $t=t_{0}+\tau$, надо в (5) положить $\delta \boldsymbol{r}_{
u}=\delta \boldsymbol{r}_{
u}^{+}$. Иное дело, когда идеальная связь во время удара снимается. В этом случае совокупность виртульных перемещений $\delta \boldsymbol{r}_{
u}^{-}$системы с доударной структурой у́же совокупности $\delta \boldsymbol{r}_{
u}^{+}$, и в (5) следут принять $\delta \boldsymbol{r}_{
u}=\delta \boldsymbol{r}_{
u}^{-}$.
ПРимер 2. Дан ромб ОАВС, образованный четырьмя шарнирно соединенными невесомыми стержнями (см. рис. 157). Шарнир $O$ неподвижно закреплен. $B$ шарнирах $A$ и $C$ помещены точечные массы величины $m$. Iо направлению диагонали ВО к ромбу прикладывается ударный импульс I. Считая угол $\alpha$ заданным, найдем послеударные скорости шарниров $A$ и $C$.

Общее уравнение динамики (5) записывается в виде
\[
\boldsymbol{I} \cdot \delta \boldsymbol{r}_{B}-m \Delta \boldsymbol{v}_{A} \cdot \delta \boldsymbol{r}_{A}-m \Delta \boldsymbol{v}_{C} \cdot \delta \boldsymbol{r}_{C}=0 .
\]

Пусть $l$-длина каждого из стержней. Из рис. 157 имеем:
\[
\begin{array}{c}
\boldsymbol{r}_{A}^{\prime}=l(\cos \alpha, \sin \alpha), \quad \boldsymbol{r}_{B}^{\prime}=2 l(\cos \alpha, 0), \\
\boldsymbol{r}_{C}^{\prime}=l(\cos \alpha,-\sin \alpha), \quad \boldsymbol{I}^{\prime}=(-I, 0) .
\end{array}
\]

Поэтому
\[
\begin{array}{l}
\delta \boldsymbol{r}_{A}^{\prime}=l \delta \alpha(-\sin \alpha, \cos \alpha), \\
\delta \boldsymbol{r}_{B}^{\prime}=-2 l \delta \alpha(\sin \alpha, 0), \\
\delta \boldsymbol{r}_{C}^{\prime}=-l \delta \alpha(\sin \alpha, \cos \alpha) .
\end{array}
\]

Пусть $\boldsymbol{v}_{A}^{\prime}=\left(v_{A x}, v_{A y}\right), \boldsymbol{v}_{C}^{\prime}=\left(v_{C x}, v_{C y}\right)$. Тогда
\[
m \Delta \boldsymbol{v}_{A}^{\prime}=m\left(v_{A x}, v_{A y}\right), \quad m \Delta \boldsymbol{v}_{C}^{\prime}=m\left(v_{C x}, v_{C y}\right) .
\]

Переписанное с учетом равенств (7)-(9) соотношение (6) после сокращения на $І \delta \alpha$ приводит к уравнению
\[
2 I \sin \alpha+m\left(v_{A x}+v_{C x}\right) \sin \alpha-m\left(v_{A y}-v_{C y}\right) \cos \alpha=0 .
\]

Но из (7) следует, что $v_{A x}=-l \sin \alpha \dot{\alpha}, v_{A y}=l \cos \alpha \dot{\alpha}, v_{C x}=-l \sin \alpha \dot{\alpha}$, $v_{C y}=-l \cos \alpha \dot{\alpha}$. Отсюда вытекают еще три уравнения
\[
v_{A x}=v_{C x}, \quad v_{A x}=\operatorname{tg} \alpha v_{C y}, \quad v_{A y}=-v_{C y} .
\]

Из системы (10), (11) получим искомые проекции векторов послеударных скоростей шарниров $A$ и $C$ :
\[
v_{A x}=v_{C x}=-\frac{I \sin ^{2} \alpha}{m}, \quad v_{A y}=-v_{C y}=\frac{I \sin 2 \alpha}{2 m} .
\]
206. Принцип Журдена. Так как при ударе координаты точек системы неизменны, а меняются лишь их скорости, то для решения задач теории импульсивных движений более приемлем принцип Журдена (см. $\S 2$ главы 3), а не общее уравнение динамики в форме (5). Приняв такую точку зрения, соотношение (5) следует заменить равенством
\[
\sum_{
u=1}^{N}\left(\boldsymbol{I}_{
u}-m_{
u} \Delta \boldsymbol{v}_{
u}\right) \cdot \delta \boldsymbol{v}_{
u}=0,
\]

где по-прежнему $\Delta \boldsymbol{v}_{
u}=\boldsymbol{v}_{
u}^{+}-\boldsymbol{v}_{
u}^{-}$, а конечные вариации скоростей $\delta \boldsymbol{v}_{
u}$ (в силу равенств (2) п. 205 и (19) из §3 главы 1) удовлетворяют уравнениям
\[
\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{B}_{\gamma
u} \cdot \delta \boldsymbol{v}_{
u}=0(\gamma=1,2, \ldots, l) .
\]

Соотношение (12) выражает принцип Журдена в теории импульсивных движений: послеударное состояние системы выделяется среди кинематически возможных тем, что для него и только для него выполняется соотношение (12).

Для дальнейшего использования принципа Журдена рассмотрим подробнее вариации $\delta \boldsymbol{v}_{
u}$, входящие в равенство (12). Ограничимся случаем, когда все связи системы являются обратимыми. Тогда величины $b_{\gamma}$ в (1) тождественно равны нулю, а кинематически возможные скорости точек системы определяются из уравнений:
\[
\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{B}_{\gamma
u} \cdot \boldsymbol{v}_{
u}=0(\gamma=1,2, \ldots, l) .
\]

Если при ударе структура системы не изменяется, то уравнения (13), определяющие вариации скоростей $\delta \boldsymbol{v}_{
u}$, с точностью до обозначения неизвестных совпадают с уравнениями (14), которым удовлетворяют сами скорости $\boldsymbol{v}_{
u}$ точек системы. Поэтому в соотношении (12) вместо $\delta \boldsymbol{v}_{
u}$ можно написать $\boldsymbol{v}_{
u}$, считая вектор $\boldsymbol{v}_{
u}$ любой кинематически возможной скоростью. Соответственно принцип Журдена может быть записан в виде соотношения
\[
\sum_{
u=1}^{N}\left(\boldsymbol{I}_{
u}-m_{
u} \Delta \boldsymbol{v}_{
u}\right) \cdot \boldsymbol{v}_{
u}=0,
\]

где $\Delta \boldsymbol{v}_{
u}=\boldsymbol{v}_{
u}^{+}-\boldsymbol{v}_{
u}^{-}$, а $\boldsymbol{v}_{
u}$ – скорость точки $P_{
u}$ системы в любом состоянии движения, совместимом со связями.

Пусть во время удара на систему наложены новые идеальные обратимые связи. Тогда в (15) $\boldsymbol{v}_{
u}$ – любой вектор скорости, допустимый для системы с наложенными связями.

Если же во время удара происходит снятие идеальной обратимой связи, то в (15) $\boldsymbol{v}_{
u}$ – любой вектор скорости, допустимый для системы до снятия связи.

УпРажнение 5. Рассмотрим покоящуюся систему с идеальными обратимыми связями. Пусть $\boldsymbol{v}_{
u}^{(1)}$ и $\boldsymbol{v}_{
u}^{(2)}$ – скорости точек системы после

приложения ударных импульсов $\boldsymbol{I}_{
u}^{(1)}$ и $\boldsymbol{I}_{
u}^{(2)}$ соответственно. Показать, что после приложения суммарного импульса $\boldsymbol{I}_{
u}=\boldsymbol{I}_{
u}^{(1)}+\boldsymbol{I}_{
u}^{(2)}$ точки системы приобретают скорости $\boldsymbol{v}_{
u}=\boldsymbol{v}_{
u}^{(1)}+\boldsymbol{v}_{
u}^{(2)}$, т. е. суперпозиция импульсов влечет за собой суперпозицию скоростей.

Пример 1. При помощи принципа Журдена найдем послеударную угловую скорость $\omega$ стержня из примера 3 п. 196 (рис. 147).

Положив $\boldsymbol{v}_{
u}=\boldsymbol{v}_{
u}^{+}$и учтя, что $\boldsymbol{v}_{
u}^{-}=0$, а послеударная скорость конца стержня, к которому приложен импульс, равна $\omega l$, получим соотношение (15) в форме равенства $I \omega l-\sum_{
u=1}^{N} m_{
u} v_{
u}^{+2}=0$. Это равенство можно переписать в виде $I \omega l=2 T$, где $T=\frac{1}{2} \cdot \frac{1}{3} m l^{2} \omega^{2}-$ послеударная кинетическая энергия стержня. Отсюда получаем $\omega=\frac{3 I}{m l}$.
207. Принцип Гаусса. Рассмотрим систему с идеальными связями. Возможные скорости ее точек определяются системой уравнений (1). Пусть к точкам $P_{
u}$ системы в момент $t=t_{0}$ прилагаются заданные активные ударные импульсы $\boldsymbol{I}_{
u}$, или на систему накладываются новые идеальные связи вида (1), или же осуществляется и то и другое одновременно.

Пусть, как обычно, $\boldsymbol{v}_{
u}^{-}$и $\boldsymbol{v}_{
u}^{+}$- векторы скоростей точек системы непосредственно до и после удара, а $\boldsymbol{v}_{
u}$ – вектор любой кинематически возможной скорости точки $P_{
u}$ в момент $t=t_{0}+\tau$ окончания удара.
Пусть
\[
G=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u}\left(\boldsymbol{v}_{
u}-\boldsymbol{v}_{
u}^{-}-\frac{\boldsymbol{I}_{
u}}{m_{
u}}\right)^{2} .
\]

Величина $G=G\left(\boldsymbol{v}_{
u}\right)$ является функцией от кинематичеки возможных скоростей $\boldsymbol{v}_{
u}$ точек системы в ее послеударном состоянии.
Справедливо следующее утверждение.

Теорема (Робена). Состояние системы после удара будет таким, для которого функция $G\left(\boldsymbol{v}_{
u}\right)$ имеет наименьшее значение по сравнению с ее значениями, отвечающими всем кинематически возможным послеударным скоростям системы.

Это утверждение аналогично принципу наименьшего принуждения Гаусса в случае конечных сил (см. $\S 3$ главы 3 ), функция (16) является аналогом принуждения $Z$.
Доказательство.
Положим $\boldsymbol{v}_{
u}=\boldsymbol{v}_{
u}^{+}+\delta \boldsymbol{v}_{
u}$ и рассмотрим разность $G\left(\boldsymbol{v}_{
u}\right)-G\left(\boldsymbol{v}_{
u}^{+}\right)$.

Имеем
\[
G\left(\boldsymbol{v}_{
u}\right)-G\left(\boldsymbol{v}_{
u}^{+}\right)=\sum_{
u=1}^{N}\left(m_{
u} \Delta \boldsymbol{v}_{
u}-\boldsymbol{I}_{
u}\right) \cdot \delta \boldsymbol{v}_{
u}+\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u}\left(\delta \boldsymbol{v}_{
u}\right)^{2},
\]

где $\Delta \boldsymbol{v}_{
u}=\boldsymbol{v}_{
u}^{+}-\boldsymbol{v}_{
u}^{-}$.
Так как $\boldsymbol{v}_{
u}$ и $\boldsymbol{v}_{
u}^{+}$кинематически возможны после удара, то вариации скоростей $\delta \boldsymbol{v}_{
u}$ удовлетворяют уравнениям (13) и справедливо соотношение (12). Следовательно, первая сумма в правой части равенства (17) равна нулю. А так как не все величины $\delta \boldsymbol{v}_{
u}$ равны нулю, то из (17) следует, что $G\left(\boldsymbol{v}_{
u}\right)>G\left(\boldsymbol{v}_{
u}^{+}\right)$. Это и требовалось доказать.
УПРАЖНЕНИЕ 6 (ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ СВОЙСТВО УДАРНЫХ ИМПУЛЬСОВ РЕАКций сязЕй). Пусть $\boldsymbol{I}_{
u R}$ – ударные импульсы реакций связей. Показать, что для действительного послеударного состояния системы величина
\[
G=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} \frac{I_{
u R}^{2}}{m_{
u}}
\]

имеет минимальное значение по сравнению с ее значениями для всех кинематически возможных послеударных состояний системы.

Рассмотрим частный случай, когда активные ударные импульсы отсутствуют. Положив в (16) $\boldsymbol{I}_{
u}=0$, получим, что тогда функция
\[
G=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u}\left(\boldsymbol{v}_{
u}-\boldsymbol{v}_{
u}^{-}\right)^{2}
\]

имеет минимум при действительных значениях послеударных скоростей $\boldsymbol{v}_{
u}^{+}$из совокупности скоростей $\boldsymbol{v}_{
u}$, кинематически возможных для системы с наложенными связями.
ПРимеР 1. Два одинаковых тонких однородных стержня $A B$ и $B C$ массы $m$ и длины $l$ каждый соединены шарниром $B$ и находятся в покое, составляя одну прямую. Определить послеударное кинематическое состояние стержней вследствие ударного импульса $\boldsymbol{I}$, сообщенного точке $C$ под прямым углом к стержням (рис. 158).

Кинематическое состояние стержней $A B$ и ВC вполне определяется скоростями $v_{1}$ и $v_{2}$ их центров масс и угловыми скоростями $\omega_{1}$ $u \omega_{2}$. Учитывая, что до удара стержни покоились ( $\boldsymbol{v}_{
u}^{-}=0$ ) и пренебрегая в (16) не зависящими от $v_{i}, \omega_{i}(i=1,2)$ слагаемыми, выражение

для функиии $G$ можно записать в виде
\[
G=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u} v_{
u}^{2}-\sum_{
u=1}^{N} \boldsymbol{v}_{
u} \cdot \boldsymbol{I}_{
u} .
\]

Пусть $T$ – суммарная кинетическая энергия стержней, а $u$ – скорость точки С после удара. Тогда из (19) получаем
\[
G=T-I u=\frac{1}{2} m\left(v_{1}^{2}+v_{2}^{2}\right)+\frac{1}{24} m l^{2}\left(\omega_{1}^{2}+\omega_{2}^{2}\right)-I u .
\]

Так как точка $B$ принадлежит как стержню $A B$, так и стержню $B C$, то имеет место кинематическое равенство:
\[
v_{1}+\omega_{1} \frac{l}{2}=v_{2}-\omega_{2} \frac{l}{2} .
\]

Кроме того,
\[
u=v_{2}+\omega_{2} \frac{l}{2} .
\]

С учетем равенств (21), (22) выражение (20) для функции $G$ принимает вид
\[
\begin{aligned}
G= & \frac{1}{2} m\left[v_{2}-\left(\omega_{1}+\omega_{2}\right) \frac{l}{2}\right]^{2}+\frac{1}{2} m v_{2}^{2}+ \\
& +\frac{1}{24} m l^{2}\left(\omega_{1}^{2}+\omega_{2}^{2}\right)-I\left(v_{2}+\omega_{2} \frac{l}{2}\right) .
\end{aligned}
\]

Условия экстремума функции $G$ дают три уравнения:
\[
\frac{\partial G}{\partial v_{2}}=0, \quad \frac{\partial G}{\partial \omega_{1}}=0, \quad \frac{\partial G}{\partial \omega_{2}}=0 .
\]

Из системы четырех уравнений (21), (24) находим:
\[
v_{1}=-\frac{I}{4 m}, \quad \omega_{1}=-\frac{3 I}{2 m l}, \quad v_{2}=\frac{5 I}{4 m}, \quad \omega_{2}=\frac{9 I}{2 m l} .
\]

Отрицательные знаки у $v_{1}$ и $\omega_{1}$ показывают, что действительные направления скорости центра масс стержня $A B$ и направление его вращения противоположны направлениям, указанным на рис. 158.
ПРимеР 2. Материальная точка массы $m$ покоится на абсолютно гладкой поверхности, задаваемой уравнением $f(x, y, z)=0$. К точке прикладывается ударный импульс $\boldsymbol{I}=\left(I_{x}, I_{y}, I_{z}\right)$. Найдем скорость точки после удара.

Для функции (16) имеем выражение
\[
G=\frac{1}{2} m\left[\left(\dot{x}-\frac{I_{x}}{m}\right)^{2}+\left(\dot{y}-\frac{I_{y}}{m}\right)^{2}+\left(\dot{z}-\frac{I_{z}}{m}\right)^{2}\right] .
\]

Уравнение связи $f(x, y, z)=0$ дает соотношение
\[
\frac{\partial f}{\partial x} \dot{x}+\frac{\partial f}{\partial y} \dot{y}+\frac{\partial f}{\partial z} \dot{z}=0 .
\]

Имеем задачу на условный экстремум: нужно найти точку экстремума функции (25), если переменные $\dot{x}, \dot{y}, \dot{z}$ связаны соотношением (26). Воспользуемся методом неопределенных множителей Лагранжа. Пусть
\[
F=G-\lambda\left(\frac{\partial f}{\partial x} \dot{x}+\frac{\partial f}{\partial y} \dot{y}+\frac{\partial f}{\partial z} \dot{z}\right),
\]

где $\lambda$ – неопределенный множитель. Условия экстремеума $\frac{\partial F}{\partial \dot{x}}=\frac{\partial F}{\partial \dot{y}}=\frac{\partial F}{\partial \dot{z}}=0$ дают три соотношения
\[
m \dot{x}=I_{x}+\lambda \frac{\partial f}{\partial x}, \quad m \dot{y}=I_{y}+\lambda \frac{\partial f}{\partial y}, \quad m \dot{z}=I_{z}+\lambda \frac{\partial f}{\partial z} .
\]

Вместе с соотношением (26) они образуют систему четырех уравнений относительно четырех неизвестных $\dot{x}=\dot{x}^{+}, \dot{y}=\dot{y}^{+}, \dot{z}=\dot{z}^{+} u \lambda$.

отметим, что величины $\lambda \frac{\partial f}{\partial x}, \lambda \frac{\partial f}{\partial y}, \lambda \frac{\partial f}{\partial z}$ являются проекциями ударного импульса реакии связи на соответствующие кординатные оси.

ПРимер 3. Тонкий однородный стержень длины $l$, занимающий горизонтальное положение, падает поступательно вниз. Он встречает точечное препятствие, отстоящее от концов стержня на расстояниях $\frac{3}{4} l$ и $\frac{1}{4} l$ (рис. 159). Скорость стержня перед ударом равна v. Предполагая удар абсолютно неупругим, найдем послеударное кинематическое Рис. 159 состояние стержня.

Кинематическое состояние стержня после удара полностью определяется его угловой скоростью $\omega$. Активных ударных импульсов нет.

Импульсивное движение возникает только из-за наложения новой связи, внезапной остановки точки $O$ стержня. Так как для каждой точки стержня $\boldsymbol{v}_{
u}^{-}=\boldsymbol{v}$, то для функции $G$ из (18) имеем такое выражение:
\[
G=\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u} v_{
u}^{2}-\left(\sum_{
u=1}^{N} m_{
u} \boldsymbol{v}_{
u}\right) \cdot \boldsymbol{v}+\frac{1}{2}\left(\sum_{
u=1}^{N} m_{
u}\right) v^{2} .
\]

Пусть $m$ – масса стержня, $\boldsymbol{v}_{C}$ – послеударная скорость его центра масс, а $J_{0}$ – момент инерции стержня относительно точки $O$. Тог$\partial a \sum_{
u=1}^{N} m_{
u}=m, \sum_{
u=1}^{N} m_{
u} \boldsymbol{v}_{
u}=m \boldsymbol{v}_{C}$, a $\frac{1}{2} \sum_{
u=1}^{N} m_{
u} v_{
u}^{2}=\frac{1}{2} J_{0} \omega^{2}-$ кинетическая энергия стержня после удара, и функцию (28) можно представить в виде
\[
G=\frac{1}{2} J_{0} \omega^{2}-m \boldsymbol{v}_{C} \cdot \boldsymbol{v}+\frac{1}{2} m v^{2} .
\]

Но $J_{0}=\frac{7 m l^{2}}{48}, \boldsymbol{v}^{\prime}=(0,-v), \boldsymbol{v}_{C}^{\prime}=\left(0,-\omega \frac{l}{4}\right)$. Поэтому имеем такое окончательное выражение для функции $G$
\[
G=\frac{m}{96}\left(7 \omega^{2} l^{2}-24 \omega v l+48 v^{2}\right) .
\]

Из условия $\frac{\partial G}{\partial \omega}=0$ находим $\omega=\frac{12 v}{7 l}$.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru