Главная > Ракетные двигатели на химическом топливе
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

2.5. МЕХАНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ, КРИТЕРИИ РАЗРУШЕНИЯ И СТАРЕНИЕ

Заряды ТРТ являются частью конструкции современных ракет, поэтому важно знать механические свойства топлив и уметь интерпретировать эффекты старения и управлять ими. К внешним нагрузкам, которые должен выдерживать топливный заряд без разрушения, относятся нагрузки, связанные с периодическим изменением температуры окружающей среды, транспортировкой,

вибрацией, повышением давления при воспламенении и перегрузками. Некоторые из названных факторов могут проявляться одновременно.

Наиболее широко используемым методом испытания ТРТ является испытание на одноосное растяжение, выполняемое в США на стандартном образце JANAF (рис. 25). Образец может быть приготовлен вырубной штамповкой, литьем или фрезерованием, причем последний способ позволяет получить образцы наилучшего качества. Испытание на одноосное растяжение широко используется для контроля качества и проверки рецептуры ТРТ. Наиболее часто проводят испытания с постоянной скоростью деформации образца. При этом необходимо заботиться о том, чтобы образец был надежно закреплен в зажимах испытательной установки. Для получения объективных и разносторонних сведений о механических свойствах ТРТ необходимо проводить также испытания на многоосную деформацию топлива. Некоторые из используемых для этих целей видов образцов представлены на рис. 26.

Для изучения реакции ТРТ на циклическое нагружение используются динамические испытания. Часто для циклического нагружения применяется нагрузка регулярной синусоидальной формы. Получаемая при этом информация полезна для оценки вибрационных характеристик конструкций, вязкоупругих свойств топлива, вибрационного горения, характеристик демпфирования материала и срока службы ТРТ при усталостных нагрузках.

Рис. 25. Стандартный образец JANAF и захватное устройство для испытания ТРТ на одноосное растяжение (размеры в см) [12].

Рис. 26. Образцы, используемые для испытаний ТРТ на многоосные напряженные состояния [12].

Можно выделить две основные категории испытаний: испытания с малой деформацией (меньше 1%) при достаточно малых временах нагружения и испытания с большой деформацией (близкой к разрушающим деформациям при одноосном нагружении) при временах нагружения, достаточных для повреждения или полного разрушения образца. В испытательных установках используются силовые приводы, основанные на разных физических принципах (механическом, электромагнитном, электродинамическом, пьезоэлектрическом) [89].

Особенно важно установить критерии разрушения, так как они позволяют прогнозировать пределы безопасной эксплуатации двигателя или его транспортировки и определять недопустимые режимы нагружения. Существуют разные подходы для идентификации недопустимых отклонений. Можно использовать определение, основанное на отклонениях параметров рабочего процесса РДТТ от номинальных, например отклонениях давления в двигателе, времени сгорания заряда, скорости горения и т.д. Некоторые из такого рода аномалий можно непосредственно связать с целостностью топливного заряда. Для определения разрушения используются и другие подходы, например, считают, что разрушение наступает при появлении первой видимой трещины или при разрыве образца, при достижении максимального значения напряжения на кривой напряжение — деформация или при максимально допустимом возрастании того или иного параметра. Разумеется, само разрушение имеет статистическую природу, и при расчетах на прочность это тоже следует принимать во внимание.

Существуют две категории критериев разрушения ТРТ: критерии первой категории представляют собой простые соотношения между разрушениями в натурных двигателях и в лабораторных испытаниях, а критерии второй категории носят

аналитический характер и допускают геометрическое представление в виде «поверхностей разрушения». Критерии первой категории традиционно применяются на практике при создании и производстве РДТТ, тогда как использованию более общих и математически более строгих критериев второй категории препятствуют некоторые трудности экспериментального характера. В одних критериях для суждения о прочности образца принимается схема одноосного деформированного состояния при простом растяжении, в других же рассматриваются и двухосные напряженные состояния. На практике применялся также энергетический критерий разрушения и предлагались различные комбинации энергетического критерия с огибающими разрушения образца. Другим важным критерием, который часто используется на практике, является критерий накопления повреждений, вызываемых циклическими колебаниями температуры или вибрациями. Длительное хранение также может привести к повреждению ТРТ, в составе которых большую долю занимают высокоэнергетические компоненты. Эти компоненты могут взаимодействовать друг с другом или с окружающей атмосферой, что влечет за собой химические изменения в топливе и может существенно повлиять на его баллистические и механические характеристики. Вследствие старения в СТТ развиваются такие явления, как миграция и испарение пластификаторов, газовыделение, образование новых поперечных связей и разрывы цепей, тогда как в двухосновных топливах может происходить разложение основных компонентов с образованием продуктов, повышающих чувствительность топлива. Помимо химического старения необходимо учитывать также появление механических дефектов и физические факторы, влияющие на ухудшение характеристик топлива. В табл. 5 [36] приведен перечень физических и химических факторов, способствующих деградации топлива.

Характеристики старения двухосновных и смесевых твердых топлив различны. Что касается двухосновных топлив, то процессы старения в них связаны главным образом с ограниченной стабильностью. Раньше при хранении ракет, снаряженных такими зарядами, даже употреблялся термин «время безопасного хранения», однако большие усилия, предпринятые с целью стабилизации свойств этих топлив, привели к практически полному исключению названного фактора. В смесевых топливах нарушения характеристик, вызванные старением, проявляются как твердение или размягчение, повышение хрупкости или изменение адгезионных свойств. Для диагностики ТРТ весьма важны неразрушающие методы испытаний, и многие такие методы уже применяются [36].

Другой подход к изучению проблем старения связан с применением методов ускоренных испытаний, при которых

Таблица 5. (см. скан) Факторы, способствующие ухудшению характеристик ТРТ при старении

(см. скан)

длительные сроки хранения моделируются путем создания более жестких (главным образом высокотемпературных) условий. При обеспечении соответствующих мер предосторожности такие методы могут стать частью любых новых разработок.

1
Оглавление
email@scask.ru