12. ПРИМЕНЕНИЕ ЖРД ДЛЯ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
12.1. ВВЕДЕНИЕ
ЖРД, применяемые в космической технике, по своему назначению можно разделить на три категории: для выведения на орбиту, для межорбитального перехода и для управления положением на орбите. Из маршевых ЖРД, используемых для выведения, будут рассмотрены только кислородо-водородные — от двигателей небольших тяг
до маршевого двигателя ВКС «Спейс Шаттл» с последующим сравнением их параметров. Мощные двигатели стартовых ступеней ракет-носителей типа
неоднократно описывались в литературе и здесь рассматриваться не будут. Ожидается, что на ракетах-носителях следующего поколения вместо них будут использоваться ЖРД, подобные тем, схемы которых рассмотрены в гл. 9.
Среди двигательных установок, применяемых для межорбитального перехода и маневрирования, рассмотрены система орбитального маневрирования ВКС «Спейс Шаттл» (США), способная перевести корабль на круговую орбиту, изменить его орбиту и даже возвратить на Землю, также американский апогейный двигатель спутника LEASAT для перевода последнего с низкой околоземной орбиты (НОЗО) на геостационарную орбиту (ГСО) и разработанный в Японии ЖРД небольшой тяги, предназначенный для перевода крупных космических аппаратов с орбиты на орбиту.
В качестве примеров двигательных установок стабилизации и управления положением на орбите приведены реактивная система управления (РСУ) корабля «Спейс Шаттл», двигательный блок многоцелевого модульного аппарата второго поколения «Марк II», тормозная ДУ космического аппарата «Галилей», объединенная двигательная установка спутника «Олимпия» и, наконец, РСУ для спутника, работающая на продуктах разложения однокомпонентного топлива.