Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5.6. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ГОРЕНИЯ В РДТТ5.6.1. ФИЗИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ГОРЕНИЯОдной из проблем, с которыми сталкиваются в практике применения РДТТ, является самопроизвольное возникновение колебаний давления в камере, которые, как правило, имеют
Рис. 62. Моды собственных колебаний камеры сгорания [136]. характерную частоту и могут нарастать до больших амплитуд, создавая опасность механического разрушения двигателя. Возникновение колебаний связано с такими факторами, как изменение геометрии камеры в процессе выгорания топлива и изменение давления и поля течения в ней. Вследствие этих факторов система выходит за границы устойчивости, где возмущения в газе усиливаются в результате динамического взаимодействия с процессом горения, а осредненное течение обладает достаточной энергией для поддержания этого возмущения и даже, что часто бывает, для его усиления. Из-за многократных отражений от стенок полости камеры сгорания возмущения являются периодическими и соответствуют модам собственных колебаний в камере сгорания (рис. 62). Развитие колебаний зависит от относительного вклада различных физико-химических процессов, способствующих усилению либо демпфированию возмущений. Наиболее важный вклад в усиление колебаний дают следующие явления: а) динамическая реакция процесса горения на возмущения в потоке; б) взаимодействие колебаний с осредненным течением; в) газодинамический шум, вызванный завихренностью потока. К явлениям, которые обычно способствуют демпфированию колебаний, относятся: г) вязкое трение у стенок; д) рассогласования конденсированной и газовой фаз по скорости и температуре; е) излучение и конвекция акустической энергии через сопло; ж) поглощение акустической энергии зарядом ТРТ и конструктивными элементами двигателя посредством волн напряжений и пульсирующего теплообмена. В линейной теории устойчивости предполагается, что вклад различных процессов в усиление или ослабление колебаний можно считать аддитивным:
при
Здесь Зависимость скорости горения от давления
При низкочастотных колебаниях (например 2 Гц) скорость горения изменялась бы в соответствии с этим стационарным законом и колебания не возрастали бы. Увеличение частоты колебаний при сохранении амплитуды приведет к тому, что колебания скорости горения будут изменяться как по амплитуде, так и по фазе, поскольку волна горения не будет успевать приспосабливаться к новым условиям. Когда газ вблизи зоны горения колеблется, происходят колебания скорости горения, которые вызывают пульсации скорости газификации 1) амплитуда отклика процесса горения на поверхности пропорциональна амплитуде колебаний в газовой фазе (хотя имеются серьезные аргументы в пользу обратного предположения). При этом величина 2) горение локализовано вблизи поверхности топлива и ее динамическую реакцию можно характеризовать, рассматривая два аддитивных фактора, один из которых связан с колебаниями давления, а другой — с изменениями скорости потока вдоль поверхности горения. При этом постулируется, что колебания давления создаются волнами давления, падающими перпендикулярно поверхности горения. Этот подход допускает одномерное представление проблемы, в котором она относительно легко поддается теоретическому анализу или экспериментальной проверке. В связи с этим вводят определение функции чувствительности
а для представления отклика на изменения скорости вдоль поверхности горения вводят определение функции чувствительности, связанной со скоростью:
Здесь а — скорость звука в продуктах реакции, а и — возмущение скорости в акустическом поле относительно продольной составляющей скорости осредненного потока (берется в точке на поверхности горения, соответствующей величине В анализе устойчивости отклик скорости горения представляется в виде суммы
|
1 |
Оглавление
|