Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5.6. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ГОРЕНИЯ В РДТТ5.6.1. ФИЗИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ГОРЕНИЯОдной из проблем, с которыми сталкиваются в практике применения РДТТ, является самопроизвольное возникновение колебаний давления в камере, которые, как правило, имеют
Рис. 62. Моды собственных колебаний камеры сгорания [136]. характерную частоту и могут нарастать до больших амплитуд, создавая опасность механического разрушения двигателя. Возникновение колебаний связано с такими факторами, как изменение геометрии камеры в процессе выгорания топлива и изменение давления и поля течения в ней. Вследствие этих факторов система выходит за границы устойчивости, где возмущения в газе усиливаются в результате динамического взаимодействия с процессом горения, а осредненное течение обладает достаточной энергией для поддержания этого возмущения и даже, что часто бывает, для его усиления. Из-за многократных отражений от стенок полости камеры сгорания возмущения являются периодическими и соответствуют модам собственных колебаний в камере сгорания (рис. 62). Развитие колебаний зависит от относительного вклада различных физико-химических процессов, способствующих усилению либо демпфированию возмущений. Наиболее важный вклад в усиление колебаний дают следующие явления: а) динамическая реакция процесса горения на возмущения в потоке; б) взаимодействие колебаний с осредненным течением; в) газодинамический шум, вызванный завихренностью потока. К явлениям, которые обычно способствуют демпфированию колебаний, относятся: г) вязкое трение у стенок; д) рассогласования конденсированной и газовой фаз по скорости и температуре; е) излучение и конвекция акустической энергии через сопло; ж) поглощение акустической энергии зарядом ТРТ и конструктивными элементами двигателя посредством волн напряжений и пульсирующего теплообмена. В линейной теории устойчивости предполагается, что вклад различных процессов в усиление или ослабление колебаний можно считать аддитивным:
при
Здесь Зависимость скорости горения от давления
При низкочастотных колебаниях (например 2 Гц) скорость горения изменялась бы в соответствии с этим стационарным законом и колебания не возрастали бы. Увеличение частоты колебаний при сохранении амплитуды приведет к тому, что колебания скорости горения будут изменяться как по амплитуде, так и по фазе, поскольку волна горения не будет успевать приспосабливаться к новым условиям. Когда газ вблизи зоны горения колеблется, происходят колебания скорости горения, которые вызывают пульсации скорости газификации 1) амплитуда отклика процесса горения на поверхности пропорциональна амплитуде колебаний в газовой фазе (хотя имеются серьезные аргументы в пользу обратного предположения). При этом величина 2) горение локализовано вблизи поверхности топлива и ее динамическую реакцию можно характеризовать, рассматривая два аддитивных фактора, один из которых связан с колебаниями давления, а другой — с изменениями скорости потока вдоль поверхности горения. При этом постулируется, что колебания давления создаются волнами давления, падающими перпендикулярно поверхности горения. Этот подход допускает одномерное представление проблемы, в котором она относительно легко поддается теоретическому анализу или экспериментальной проверке. В связи с этим вводят определение функции чувствительности
а для представления отклика на изменения скорости вдоль поверхности горения вводят определение функции чувствительности, связанной со скоростью:
Здесь а — скорость звука в продуктах реакции, а и — возмущение скорости в акустическом поле относительно продольной составляющей скорости осредненного потока (берется в точке на поверхности горения, соответствующей величине В анализе устойчивости отклик скорости горения представляется в виде суммы
|
1 |
Оглавление
|