Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
12.3. МАРШЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКС «СПЕЙС ШАТТЛ»Прежде чем подробно рассмотреть схему и конструкцию этого двигателя Маршевый двигатель, два ТНА и камера сгорания которого показаны на рис. 158, был разработан фирмой «Рокетдайн». Этот двигатель выполнен по замкнутой схеме и допускает многократный запуск. К 1989 г. намечено довести ресурс двигателя до 7,5 ч с 55 включениями. Номинальная тяга двигателя — Замкнутая схема двигателя выбрана вместо схемы с выбросом генераторного газа из-за ее высокой эффективности. Каждый двигатель снабжен двумя ТНА с турбопреднасосами (рис. 158). Турбопреднасосы с давлением на выходе (кликните для просмотра скана) высоткого давления, обеспечивающих давление на выходе Рис. 159. (см. скан) Пневмогидравлическая схема маршевого двигателя ВКС «Спейс Шаттл».
Рис. 160. Основные узлы маршевого двигателя ВКС «Спейс Шаттл» [35]. 1 — блок управления; 2 - ТНА горючего; 3— коллектор газа после турбины; 4 — турбопреднасос ТНА горючего; 5 — газогенератор ТНА горючего; 6 — шаровой подвес двигателя; 7 — блок смесительной головки камеры; 8 - газогенератор ТНА окислителя; 9 - ТНА окислителя; 10 — камера сгорания; 11 - турбопреднасос ТНА окислителя; 12 — сопловой блок. газогенераторы, газоводы, смесительную головку, камеру сгорания и сопло. При изготовлении двигателя широко использована электронно-лучевая сварка (более 200 швов, толщина некоторых из них превышает 25 мм). Такая технология позволила обеспечить надежную работу двигателя высокого давления при минимальной массе конструкции. Интересно отметить, что камера сгорания выполнена с двухоболочечной рубашкой охлаждения, как и ЖРД первой немецкой ракеты «Фау-2», хотя затем в течение длительного периода преимущество отдавалось трубчатым конструкциям. Возврат к двухоболочечной конструкции при высоком давлении стал возможным благодаря использованию новых материалов и технологических процессов. Огневая стенка, которая должна выдерживать давление 20 МПа и температуру 3300 К, выполнена из специального теплопроводного сплава нарлой
Рис. 161. Цельносварной двигательный блок [82]. ) 1 - ТНА горючего; 2 — газогенератор ТНА горючего; 3 — газогенератор ТНА окислителя; 4 - ТНА окислителя; 5 — подкачивающий насос газогенератора; 6 — основная камера сгорания; 7 — коллектор охлаждения. фрезеруются каналы охлаждающего тракта. Толщина оболочки в зоне дна канала очень мала (0,66 мм). Затем на внутреннюю оболочку методом вакуумного напыления осаждается слой никеля, окончательно формирующий каналы охлаждающего тракта. После цикла термообработки к камере приваривают наружную оболочку, коллекторы трубопроводов, смесительную головку и т. д. Наружная оболочка камеры сгорания выполнена из сплава инконель-718, обладающего требуемыми прочностью и технологичностью. Турбопреднасос жидкого окислителя имеет производительность Управление осуществляется встроенным в двигатель блоком управления с двумя ЭВМ и связанными с ними электронными устройствами. Блок управления получает команды от ЭВМ Рис. 162. (см. скан) Технологические стадии производства маршевого Рис. 163. (см. скан) Штатная циклограмма работы маршевого двигателя ВКС «Спейс Шаттл» [82]. орбитальной ступени и сигналы датчиков двигателя, образуя замкнутую систему, которая обеспечивает регулирование тяги Двигателя в диапазоне от 65 до 109% номинальной тяги (рис. 163). Блок управления содержит две дублирующие системы и управляет пятью регуляторами посредством резервированных сервоприводов. (кликните для просмотра скана) Дублирование электрических цепей дополнено пневматической системой останова двигателя, что обеспечивает безопасность при отказе. Маршевый двигатель ВКС «Спейс Шаттл» — первый американский ЖРД с встроенной электронной системой управления на базе ЭВМ. Примером ее работы может служить циклограмма изменения тяги и давления в камере при полете корабля «Колумбия» 12 апреля 1981 г, (рис. 164). На рис. 164, а видно, что выход на режим осуществлялся плавно и укладывался в поле допуска. После 50 с работы на номинальном режиме двигатель перешел на режим дросселирования (65% номинальной тяги), продолжавшийся Фирма «Рокетдайн» работает над дальнейшим усовершенствованием двигателя. Предложенные технические решения позволят, в частности, снизить температуру горячего газа на входе в турбину на
|
1 |
Оглавление
|