Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4.2. ВОСПЛАМЕНЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТОПЛИВЭтот вопрос детально рассмотрен в работе [102]. В качестве примера приведем решение задачи о воспламенении топливного заряда [133], использующее основные уравнения, полученные в гл. 3. Исследуется переходный режим при запуске таких двигателей, в которых за относительно короткий воспламенительный период образуется высокоскоростной поток продуктов сгорания, характеризующийся продольными градиентами температуры и давления, и появляются пики давления. Перечисленные особенности свойственны современным высокоэффективным РДТТ, имеющим высокий коэффициент объемного заполнения корпуса топливом, низкое отношение площади поперечного сечения канала заряда к площади критического сечения сопла
Рис. 39. Диаграмма давление — время для запуска РДТТ. заряда В расчетно-теоретической модели рассматриваются изменения поля течения и давления во времени и вдоль оси камеры сгорания, а также взаимодействие переходных газодинамических процессов с такими процессами, как конвективный теплообмен между потоком продуктов сгорания и твердым топливом, распространение фронта пламени вдоль заряда и эрозионное горение. 4.2.1. ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬС помощью разработанной аналитической модели общего характера проведены расчеты применительно к специальной плоской камере, используемой для моделирования процессов горения в РДТТ и снабженной прозрачными окнами для скоростной киносъемки (рис. 40). Камера состоит из входного участка, заряда ТРТ и выходного участка. Заряд ТРТ представляет собой два параллельных блока топлива в форме пластин (ширина
Рис. 40. Модельный РДТТ для изучения переходных процессов при запуске [133]. 1 — промежуточная камера сгорания воспламенителя; 2 — сопло воспламенителя; 3 — отверстия под датчики давления; 4 — пластины ТРТ; 5 - сопло двигателя. После срабатывания электрической свечи воспламенителя топливо зажигается и в канале камеры развивается течение продуктов сгорания. При низком давлении (0,1-0,3 МПа) в камере устанавливается дозвуковой поток с трением и теплоотдачей в стенки канала. В истекающем потоке может достигаться или не достигаться скорость звука. Первой стадией переходного процесса является период индукции (задержка воспламенения), который заканчивается появлением пламени на некотором участке поверхности ТРТ. Принятый в модели критерий воспламенения заключается в том, что топливо воспламеняется при достижении некоторой критической температуры 4.2.2. ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯВ модели приняты следующие допущения. 1. Течение в канале камеры одномерное. Изменения параметров течения поперек пограничного слоя учитываются лишь в выражениях для коэффициентов теплоотдачи и трения. 2. Химические реакции протекают во фронте пламени на поверхности заряда. 3. Характерные времена кинетических процессов на поверхности горения топлива малы по сравнению с характерным временем изменения давления в камере. 4. Продукты сгорания в канале камеры подчиняются уравнению состояния совершенного газа. 5. Газообразные продукты сгорания ТРТ и воспламенителя имеют одинаковые удельную теплоемкость, среднюю молекулярную массу и отношение теплоемкостей у. Эти допущения согласуются с допущениями, принятыми в разд. 3.5. 4.2.3. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯВыделим в канале двигателя элементарный объем (рис. 41). Математическая формулировка задачи для рассматриваемого объема включает следующие уравнения и условия: а) уравнения сохранения массы, количества движения и энергии для нестационарного одномерного течения в газовой фазе; б) уравнение состояния газообразных продуктов сгорания в двигателе; в) условия, соответствующие началу переходного процесса, когда появляется поток продуктов сгорания воспламенителя; г) два граничных условия на входе в канал заряда, полученные из пары обыкновенных дифференциальных уравнений, описывающих скорость изменения давления и температуры на входном участке камеры; д) третье граничное условие, описывающее скорость газа на входе в сопло; е) полуэмпирические соотношения для коэффициентов конвективного теплообмена и трения (для турбулентного течения); ж) закон горения ТРТ, учитывающий влияние начальной температуры, давления и массовой скорости газа (т. е. учитывающий эрозионное горение); з) уравнение прогрева твердой фазы для определения температуры поверхности заряда в течение периода индукции, дополненное критерием воспламенения. Уравнение сохранения массы, записанное для характерного объема, имеет вид
Рис. 41. Элементарный объем для теоретической модели [133]. Уравнение сохранения количества движения:
Уравнение сохранения энергии:
Здесь Выписанная система из трех уравнений представляет собой совокупность неоднородных нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных. Сравнительный анализ различных членов уравнений по порядку величины позволяет пренебречь следующими членами: 1) членом, отражающим приращение массы газа в свободном объеме камеры вследствие перемещения поверхности горения заряда, по сравнению с членом, отражающим скорость газообразования вследствие горения; 2) силами взаимодействия между молекулами газа, обусловленными вязкими напряжениями в осевом направлении из-за наличия продольного градиента скорости; 3) диссипацией тепла и мощности внутренних сил вязкости; и 4) молекулярной теплопроводностью газа в осевом направлении. При достижении температуры воспламенения и зажигания ТРТ трение на поверхности заряда не учитывается. В работе [133] выполнены некоторые преобразования системы уравнений с использованием уравнения состояния идеального газа и предложено эмпирическое соотношение для интенсивности теплообмена
Для облегчения начала расчета предполагается, что Приводить здесь другие детали рассматриваемой математической модели нецелесообразно, за исключением, пожалуй, закона горения, который был взят в форме [111]:
Здесь Таблица 8. (см. скан)Свойства ТРТ [133] 4.2.4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКАВ экспериментах использовался модельный РДТТ, одна из стенок которого выполнена в виде окна из двухслойного плексигласа. Огневые испытания с быстрым водяным гашением показали, что в период запуска вплоть до достижения пикового давления в камере абляция плексигласа не происходит. В пяти сечениях вдоль канала с интервалом в 4.2.5. РЕЗУЛЬТАТЫНа рис. 42 показан переходный процесс изменения давления при запуске РДТТ по записям в пяти разных сечениях канала. В период задержки воспламенения давление в канале составляет
Рис. 42. Изменение давления по времени в пяти сечениях канала РДТТ при запуске, иллюстрирующее существование отрицательного градиента давления вдоль оси заряда [133].
Рис. 43. Сопоставление экспериментальных и расчетных диаграмм давление — время для выходного (а) и входного (б) участков РДТТ [133]. понятно: для заданной комбинации параметров двигателя и ТРТ величина
|
1 |
Оглавление
|