Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4.2. ВОСПЛАМЕНЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТОПЛИВЭтот вопрос детально рассмотрен в работе [102]. В качестве примера приведем решение задачи о воспламенении топливного заряда [133], использующее основные уравнения, полученные в гл. 3. Исследуется переходный режим при запуске таких двигателей, в которых за относительно короткий воспламенительный период образуется высокоскоростной поток продуктов сгорания, характеризующийся продольными градиентами температуры и давления, и появляются пики давления. Перечисленные особенности свойственны современным высокоэффективным РДТТ, имеющим высокий коэффициент объемного заполнения корпуса топливом, низкое отношение площади поперечного сечения канала заряда к площади критического сечения сопла
Рис. 39. Диаграмма давление — время для запуска РДТТ. заряда В расчетно-теоретической модели рассматриваются изменения поля течения и давления во времени и вдоль оси камеры сгорания, а также взаимодействие переходных газодинамических процессов с такими процессами, как конвективный теплообмен между потоком продуктов сгорания и твердым топливом, распространение фронта пламени вдоль заряда и эрозионное горение. 4.2.1. ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬС помощью разработанной аналитической модели общего характера проведены расчеты применительно к специальной плоской камере, используемой для моделирования процессов горения в РДТТ и снабженной прозрачными окнами для скоростной киносъемки (рис. 40). Камера состоит из входного участка, заряда ТРТ и выходного участка. Заряд ТРТ представляет собой два параллельных блока топлива в форме пластин (ширина
Рис. 40. Модельный РДТТ для изучения переходных процессов при запуске [133]. 1 — промежуточная камера сгорания воспламенителя; 2 — сопло воспламенителя; 3 — отверстия под датчики давления; 4 — пластины ТРТ; 5 - сопло двигателя. После срабатывания электрической свечи воспламенителя топливо зажигается и в канале камеры развивается течение продуктов сгорания. При низком давлении (0,1-0,3 МПа) в камере устанавливается дозвуковой поток с трением и теплоотдачей в стенки канала. В истекающем потоке может достигаться или не достигаться скорость звука. Первой стадией переходного процесса является период индукции (задержка воспламенения), который заканчивается появлением пламени на некотором участке поверхности ТРТ. Принятый в модели критерий воспламенения заключается в том, что топливо воспламеняется при достижении некоторой критической температуры 4.2.2. ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯВ модели приняты следующие допущения. 1. Течение в канале камеры одномерное. Изменения параметров течения поперек пограничного слоя учитываются лишь в выражениях для коэффициентов теплоотдачи и трения. 2. Химические реакции протекают во фронте пламени на поверхности заряда. 3. Характерные времена кинетических процессов на поверхности горения топлива малы по сравнению с характерным временем изменения давления в камере. 4. Продукты сгорания в канале камеры подчиняются уравнению состояния совершенного газа. 5. Газообразные продукты сгорания ТРТ и воспламенителя имеют одинаковые удельную теплоемкость, среднюю молекулярную массу и отношение теплоемкостей у. Эти допущения согласуются с допущениями, принятыми в разд. 3.5. 4.2.3. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯВыделим в канале двигателя элементарный объем (рис. 41). Математическая формулировка задачи для рассматриваемого объема включает следующие уравнения и условия: а) уравнения сохранения массы, количества движения и энергии для нестационарного одномерного течения в газовой фазе; б) уравнение состояния газообразных продуктов сгорания в двигателе; в) условия, соответствующие началу переходного процесса, когда появляется поток продуктов сгорания воспламенителя; г) два граничных условия на входе в канал заряда, полученные из пары обыкновенных дифференциальных уравнений, описывающих скорость изменения давления и температуры на входном участке камеры; д) третье граничное условие, описывающее скорость газа на входе в сопло; е) полуэмпирические соотношения для коэффициентов конвективного теплообмена и трения (для турбулентного течения); ж) закон горения ТРТ, учитывающий влияние начальной температуры, давления и массовой скорости газа (т. е. учитывающий эрозионное горение); з) уравнение прогрева твердой фазы для определения температуры поверхности заряда в течение периода индукции, дополненное критерием воспламенения. Уравнение сохранения массы, записанное для характерного объема, имеет вид
Рис. 41. Элементарный объем для теоретической модели [133]. Уравнение сохранения количества движения:
Уравнение сохранения энергии:
Здесь Выписанная система из трех уравнений представляет собой совокупность неоднородных нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных. Сравнительный анализ различных членов уравнений по порядку величины позволяет пренебречь следующими членами: 1) членом, отражающим приращение массы газа в свободном объеме камеры вследствие перемещения поверхности горения заряда, по сравнению с членом, отражающим скорость газообразования вследствие горения; 2) силами взаимодействия между молекулами газа, обусловленными вязкими напряжениями в осевом направлении из-за наличия продольного градиента скорости; 3) диссипацией тепла и мощности внутренних сил вязкости; и 4) молекулярной теплопроводностью газа в осевом направлении. При достижении температуры воспламенения и зажигания ТРТ трение на поверхности заряда не учитывается. В работе [133] выполнены некоторые преобразования системы уравнений с использованием уравнения состояния идеального газа и предложено эмпирическое соотношение для интенсивности теплообмена
Для облегчения начала расчета предполагается, что Приводить здесь другие детали рассматриваемой математической модели нецелесообразно, за исключением, пожалуй, закона горения, который был взят в форме [111]:
Здесь Таблица 8. (см. скан)Свойства ТРТ [133] 4.2.4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКАВ экспериментах использовался модельный РДТТ, одна из стенок которого выполнена в виде окна из двухслойного плексигласа. Огневые испытания с быстрым водяным гашением показали, что в период запуска вплоть до достижения пикового давления в камере абляция плексигласа не происходит. В пяти сечениях вдоль канала с интервалом в 4.2.5. РЕЗУЛЬТАТЫНа рис. 42 показан переходный процесс изменения давления при запуске РДТТ по записям в пяти разных сечениях канала. В период задержки воспламенения давление в канале составляет
Рис. 42. Изменение давления по времени в пяти сечениях канала РДТТ при запуске, иллюстрирующее существование отрицательного градиента давления вдоль оси заряда [133].
Рис. 43. Сопоставление экспериментальных и расчетных диаграмм давление — время для выходного (а) и входного (б) участков РДТТ [133]. понятно: для заданной комбинации параметров двигателя и ТРТ величина
|
1 |
Оглавление
|