Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
10.2. УПРАВЛЕНИЕ ВЕКТОРОМ ТЯГИ В ЖРДУправление вектором тяги в летательных аппаратах с ЖРД осуществляется несколькими способами (рис. 115): 1) поворо том камеры сгорания (или всего двигателя) в карданном подвесе; 2) поворотом выхлопных патрубков турбины; 3) поворотом сопла камеры сгорания; 4) использованием газовых рулей в сверхзвуковом потоке продуктов сгорания; 5) установкой кольцевого дефлектора газовой струи; 6) вторичным впрыском рабочего тела; 7) использованием управляющих сопел. Первые пять способов требуют наличия гидравлических, пневматических или электрических приводов. Последние два обеспечивают управление вектором тяги изменением расхода вспомогательного рабочего тела. В поворотных системах весь двигатель, сопло или выхлопные патрубки турбины установлены в подшипниках и могут поворачиваться в пределах какого-то угла с изменением направления вектора тяги. Это наиболее распространенный способ управления (маршевые двигатели
Рис. 115. Способы управления вектором тяги ЖРД. а - установка двигателя в карданном или шарнирном подвесе; В качестве рулевых приводов обычно используются гидроцилиндры, но возможно применение электромагнитных и пневматических (с турбинами) приводов. В пилотируемых полетах для надежности используются два вида приводов, дублирующих друг друга. Привод ЖРД, установленного в подвесе, одним концом крепится к ракете, другим — к двигателю (рис. 116). Узлы крепления должны обеспечивать передачу силы, причем со значительным запасом. Обычно двигатель снабжается двумя приводами, действующими в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, чтобы их совместная работа обеспечивала поворот двигателя в любом направлении. Максимальное отклонение при наличии двух приводов больше, чем для одного. К примеру, если привод допускает поворот на 7°, то два таких привода — уже на 10°. Очень важно, чтобы и другие элементы конструкции (трубопроводы, цапфы и подшипники) выдерживали нагрузки, связанные с поворотом двигателя.
Рис. 116. Основные элементы системы управления вектором тяги ЖРД установленного в карданном подвесе. 1 — привод (по одному в плоскостях тангажа и рыскания); 2 — рама крепления ЖРД к ракете; 3 подвес; 4 — поверхность стыка ЖРД и ракеты; 5 — подшипник подвеса. 10.2.1. ВТОРИЧНАЯ ИНЖЕКЦИЯДля вторичной инжекции возможно использование жидкостей (как инертных, так и компонентов топлива) и газов (которые можно отобрать в камере сгорания, получить в специальном газогенераторе или подать из специальной емкости). Эффективность работы системы вторичного впрыска можно оценить по двум параметрам: коэффициенту усиления
где подстрочный индекс Расчеты показывают, что при отборе продуктов сгорания кислорода и водорода расход на управление вектором тяги должен составлять
|
1 |
Оглавление
|