Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
12.2. КИСЛОРОДО-ВОДОРОДНЫЕ ЖРД RL-10, НМ-7 И LE-5Эти двигатели, имеющие тягу 60-100 кН, предназначены для выведения спутников на высокие геоцентрические орбиты, а автоматических станций — с низкой околоземной орбиты на траекторию полета к планетам Солнечной системы. RL-10 - один из первых кислородо-водородных ЖРД; его создание относится к 1960-м гг. Более 160 экземпляров этого ЖРД использовались в различных полетах, главным образом в качестве маршевого двигателя второй ступени ракеты-носителя «Атлас-Центавр», в программе изучения Луны космическими аппаратами «Сервейтор» и в запусках автоматических межпланетных станций. ЖРД работает по испарительному циклу («безгенераторная» схема), когда жидкий водород преобразуется в газообразное состояние, проходя через охлаждающий тракт сопла и камеры сгорания, и вращает, турбину (рис. 152). Другой интересной особенностью этого двигателя является большая степень расширения сопла
Рис. 152. Схема ЖРД RL-10-A-3 [76]. одну. Редуктор, передающий вращение на насос кислорода, охлаждается водородом и работает без смазки, что позволяет избежать трудностей, связанных с ее использованием при криогенных температурах. Низкая входная температура рабочего тела турбины сводит к минимуму напряжения в ней и значительно упрощает теплоизоляцию насоса от турбины. Тяга в пустоте Западноевропейский ЖРД LE-5 предназначен для второй ступени ракеты-носителя Наиболее интересной особенностью этого ЖРД, работающего по газогенераторному циклу, является испарительный способ запуска самотеком. Сущность этого способа запуска становится понятной из схемы двигателя, приведенной на рис. 153. До запуска компоненты топлива захолаживают оба ТНА с выбросом пара в окружающее пространство. Таблица 22. (см. скан) Сравнение параметров кислородо-водородных ЖРД Захолаживания камеры сгорания не требуется. В факельное воспламенительное устройство подаются газообразные водород и кислород, отобранные из основных топливных магистралей. Зажигание в камере сгорания осуществляется при давлениях наддува баков. Начальное давление в камере сгорания Смесительная головка двигателя имеет 208 коаксиальных форсунок (рис. 154). Небольшая часть горючего
Рис. 153. Схема ЖРД LE-5 [179]. 1 - ТНА окислителя; 2 — клапан дренажа подшипников ТНА окислителя; 3 — воспламе-нительное устройство; 4 — пусковые клапаны воспламенительного устройства; 5 — клапан дренажа подшипников ТНА горючего; 6 — главный клапан окислителя газогенератора; 7 — главный клапан горючего газогенератора; 8 — клапан захолаживания тракта окислителя; 9 — клапан захолаживания тракта горючего; 10— воспламенительное устройство газогенератора; 11 — клапан продувки тракта горючего газогенератора; 12 — газогенератор; 13 — пусковой клапан двигателя; 14 — вспомогательная турбина; 15 — пусковые клапаны газогенератора; отношением ширины и высоты Двигатель испытывался на стенде, схема которого приведена на рис. 156. Максимальная продолжительность испытания, Рис. 154. (см. скан) Смесительная головка ЖРД LE-5 [179]. обеспечиваемая стендом, 600 с. Двухступенчатый паровой эжектор обеспечивал разрежение в барокамере до 1730 Па перед запуском, 667 Па на номинальном режиме и 3330 Па при имитации промежутков между космическими запусками. Зажигание в газогенераторе происходит через 3,9-4 с после первой (кликните для просмотра скана) команды на запуск при номинальных условиях. Удельный импульс двигателя выше 448 с, импульс последействия, величина которого не должна сильно разниться от испытания к испытанию и от двигателя к двигателю (чтобы гарантировать вывод полезной нагрузки на заданную орбиту), находился в пределах
|
1 |
Оглавление
|