10. УПРАВЛЕНИЕ ВЕКТОРОМ И ВЕЛИЧИНОЙ ТЯГИ
10.1. СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ
Для управления полетом требуется изменять величину и направление вектора тяги ракетного двигателя. Изменение тяги по величине, или регулирование тяги, бывает желательным в разных пределах — от нескольких процентов для маршевых двигателей ускорителя до 1 : 10 при посадке на Луну или другие планеты («Рейнджер», лунный модуль «Аполлон», и до 1 : 100 при встрече и стыковке космических аппаратов. Управление вектором тяги позволяет изменять положение космического аппарата, создавая моменты по углам тангажа, рыскания и крена. Моменты, создаваемые по углу тангажа, поднимают или опускают нос аппарата, по углу рыскания поворачивают аппарат влево или вправо, по углу крена вызывают поворот относительно его продольной оси. В общей случае вектор тяги проходит через центр масс космического аппарата и направлен вдоль его оси, поэтому управление по каналам тангажа и рыскания можно осуществлять угловы»! отклонением вектора тяги маршевого двигателя, тогда как равление по каналу крена требует наличия по меньшей мере двух газовых рулей в сопле или двух сопел.
Ниже рассмотрены способы управления вектором и величин ной тяги для ЖРД и РДТТ с приведением примеров работающих систем. Среди последних — поворотное сопло твердотой ливного ускорителя ВКС «Спейс Шаттл» [186], система вторич ного впрыска рабочего тела в сопло РДТТ [182, 183] и регули руемый дросселирующей иглой РДТТ антиракеты [152].