11. ПРИМЕНЕНИЕ РДТТ ДЛЯ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
11.1. ВВЕДЕНИЕ
Интересно рассмотреть возможности применения РДТТ в ракетах-носителях и космических аппаратах, к которым предъявляются требования высокой надежности и эффективности. Особенности таких летательных аппаратов в отличие от боевых ракет, как правило, достаточно хорошо освещены в открытой литературе, и на их примере можно проиллюстрировать критерии, которыми руководствуются при применении различных типов ТРТ, материала корпуса двигателя, систем зажигания, устройств регулирования модуля и вектора тяги.
Первым американским РДТТ, который использовался в качестве третьей ступени ракеты-носителя, предназначенной для вывода в космос космического зонда-спутника Луны «Пионер-1» и стартовавшей с мыса Канаверал 11 октября 1958 г., был РДТТ Х-248. С 1960 г. начались запуски четырехступенчатой ракеты-носителя «Скаут», которая была полностью твердотопливной. С тех пор для выполнения космических полетов, в большинстве своем беспилотных, в США использовалось более 2000 РДТТ. Кроме того, РДТТ применяются в программе «Спейс Шаттл».
Ниже описываются некоторые из этих двигателей, а именно: ускорители ракеты-носителя «Титан-III С», твердотопливный ускоритель воздушно-космической системы «Спейс Шаттл», вспомогательный твердотопливный ускоритель ракеты-носителя «Ариан 3» и ряд двигателей космических летательных аппаратов, предназначенных для перевода полезной нагрузки с низкой околоземной орбиты на геостационарную, в частности РДТТ межорбитальных буксиров (МБ).