Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
11.3. ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ УСКОРИТЕЛЬ ВКС «СПЕЙС ШАТТЛ»Высокая эффективность, продемонстрированная твердотопливными ускорителями ракеты-носителя «Титан III», послужила основной причиной того, что NASA (после изучения преимуществ и недостатков твердотопливных ускорителей по сравнению с жидкостными) решило использовать 2 ТТУ диаметром 3,71 м, длиной 38,1 м, снаряженных 502 580 кг того же топлива на основе ПБАН и имеющих четырехсекционную конструкцию. Система «Спейс Шаттл» показана на рис. 137. Два РДТТ, запускаемые вместе с маршевыми двигателями космического летательного аппарата многоразового использования «Спейс Шаттл», отделяются после сгорания (номинально через 122 с) на высоте около 50 км. К этому времени «Спейс Шаттл» находится приблизительно в 45 км от стартовой площадки и движется со скоростью
Рис. 136. Система регулирования вектора тяги ТТУ ракеты-носителя «Титан»
Рис. 137. Конфигурация ВКС «Спейс Шаттл» [15]. Металлические части корпуса рассчитаны на 20 запусков; например, для осуществления шестого полета ВКС «Спейс Шаттл»
Рис. 138. Траектории ТТУ и орбитального модуля ВКС «Спейс Шаттл» [15]. Рис. 139. (см. скан) Твердотопливный ускоритель ВКС «Спейс Шаттл» [15]. Масса вакууме, составляет Бесшовные корпусные обечайки ТТУ выполнены кольцевой прокаткой из штампованной листовой стали Рис. 140. (см. скан) Заливочные секции твердотопливного ускорителя ВКС «Спейс Шаттл» [151. одноканальными зарядами с каналами в форме усеченного конуса, причем передние торцы зарядов при отливке бронируются для регулирования поверхности горения. Задняя секция снаряжается одноканальным зарядом с каналом в форме усеченного конуса, который резко расширяется вблизи заднего днища, образуя выемку для передней части утопленного сопла. Торцевая поверхность заряда, обращенная к сопловому блоку, также бронируется. Промежуточный адгезионный слой, предназначенный для скрепления топлива с термоизолированным корпусом РДТТ, выполняется из асбонаполненного углеводородного полимера. В качестве термоизолирующего покрытия корпуса используется слой асбо- Сопло ускорителя утоплено на 20,4% (рис. 140). Диаметр критического сечения сопла 1,384 м, выходного сечения — 3,759 м, так что степень расширения равна 7,38. Сопло состоит из термоизолированных алюминиевых и стальных узлов и имеет гибкое соединение (см. разд. 10.3), которое обеспечивает управление вектором тяги. Вся сужающаяся часть сопла, гибкое соединение и часть выходного раструба утоплены в кормовую обечайку корпуса двигателя. Пиротехническое воспламенительное устройство представляет собой ракетную камеру с соплом, выполненную из стали Изготовителем ТТУ, фирмой «Мортон Тиокол», со времени первого полета сделаны различные модификации в конструкции ускорителей; работы в этом направлении продолжаются. Благодаря использованию облегченного стального корпуса, изменению формы диаграммы тяги и увеличению степени расширения сопла достигнуто увеличение полезной нагрузки на 1361 кг. В последнее время изучался вопрос об использовании корпуса из композиционного материала (графитопластика), что привело бы к увеличению полезной нагрузки на 2722 кг. В будущем предполагалось использовать в качестве связующего ПБКГГ вместо ПБАН, а в более далекой перспективе — топливо, содержащее 10%
Рис. 141. Диаграмма тяга — время твердотопливного ускорителя ВКС «Спейс Шаттл» [15]. Однако после катастрофы, происшедшей в феврале 1986 г., которая привела к гибели космонавтов и корабля «Челленд-жер» вследствие отказа одного из ТТУ, все эти усовершенствования отодвинуты на второй план и разработана кардинальная программа повышения надежности ускорителей. Для западноевропейской РН «Ариан 5» разрабатывается ускоритель аналогичной конструкции [43], содержащий
|
1 |
Оглавление
|