Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2.6.3. СенситометрияСенситометрия — это раздел фотографической науки, в котором изучается зависимость фотографического изображения (выхода) от экспозиции (входа). Эта основная зависимость описывается характеристической кривой фотоматериала, кривой спектральной чувствительности и кривой невзаимозаместимости; мы рассмотрим все три зависимости. Другой важной характеристикой является модуляционная передаточная функция эмульсии (МПФ), которая описывает разрешающую способность и которую мы обсудим в п.2.6.6.8. 2.6.3.1. Определения и терминологияЭкспозиция
Чувствительность
Пропускание
Процентное пропускание
Амплитудное пропускание
Непрозрачность
Поглощательная способность в спектроскопии
Оптическая плотность
Облученность Освещенность (I или Интенсивность — термин, который обычно используется для описания падающего потока 2.6.3.2. Связь светотехнических и энергетических единицПри описании фотосенситометрических данных и составлении технических условий обычно используют светотехнические величины. Это не вызывает удивления, поскольку главное применение фотоэмульсий — получение изображений для восприятия глазом человека. Светотехническая единица освещенности люкс относится только к видимому свету, спектр которого обычно лежит в диапазоне Поскольку в голографии обычно применяют энергетические единицы и работают при определенной длине волны, нередко встает проблема, как использовать данные по фоточувствительности, выраженные в светотехнических единицах, например в случае рассмотрения характеристической кривой или кривой отклонения от закона взаимозаместимости. В последующих пунктах мы рассмотрим несколько примеров, в которых эта проблема проявляется со всей остротой; поэтому остановимся сейчас на рассмотрении процедуры пересчета светотехнических величин в энергетические.
Рис. 1. Кривая относительной спектральной чувствительности человеческого глаза. Построена исходя из коэффициента равного восприятия энергии средним наблюдателем (кривая видности) [12]. Метод оказывается довольно простым, если применять монохроматический источник света. Один ватт излучения на длине волны Пусть теперь нам нужно определить эквивалентную энергетическую освещенность на длине волны
Это утомительное вычисление равносильно делению эквивалентной энергетической освещенности на длине волны
Таблица 1 (см. скан) Светотехнические и энергетические эквиваленты для ряда лазерных линий В случае когда источник не является монохроматическим, энергетическую освещенность можно пересчитать в освещенность, интегрируя по заданному диапазону длин волн. Это легче всего сделать, просуммировав численно произведения каждого интервала длин волн и соответствующего коэффициента относительной видности. Точность расчета освещенности в таком приближении зависит от выбранного интервала длин волн. 2.6.3.3. Характеристическая криваяИзображение на фотоматериале (выход) является функцией экспозиции (входа), которая описывается характеристической кривой, называемой также кривой соответствует диапазон экспозиций, который предпочтительно использовать в большинстве научных применений, поскольку на этом участке выходной сигнал является линейной функцией входного. а. Оптическая плотность подложки и вуали. Любая проявленная фотоэмульсия имеет плотность фона, которую называют «подложка плюс вуаль».
Рис. 2. Характеристическая кривая. Подложка эмульсии (основа) слегка ослабляет проходящий свет в зависимости от ее толщины, прозрачности и спектральных характеристик. Для материалов, обычно используемых в качестве подложек, таких, как стекло, полиэфир (лавсан) и триацетат целлюлозы, свет ослабляется обычно равномерно во всем видимом участке спектра, но его поглощение может значительно меняться в ультрафиолетовой и инфракрасной областях. Неэкспонированная эмульсия после проявления всегда имеет некоторую плотность, величина которой зависит от многих факторов, таких, как состав проявителя, температура, время проявления, тип эмульсии, метод проявления, время и условия хранения эмульсии. Плотность подложки и вуали — это два эффекта, дающие одну измеряемую величину, которая обозначается Омин (минимальная плотность). б. Коэффициент контрастности. Коэффициент контрастности у определяется как наклон прямолинейного участка характеристической кривой:
В случае в. Контраст. Визуальное различие между двумя уровнями света приводит к понятию контраста. Относительный контраст определяется как
Если плотность подложки и вуали фотографического негатива равна 0,6, а плотность изображения 2,0, то контраст равен
Рис. 3. Типичные характеристические кривые для высококонтрастной, средне-контрастной и низкоконтрастной эмульсий. Очевидно, что при увеличении коэффициента контрастности эмульсии увеличивается и контраст изображения, т. е. при том же изменении освещенности будет иметь место большее изменение плотности изображения (выхода). Наоборот, при уменьшении коэффициента контрастности контраст уменьшается. На рис. 3 приведены типичные характеристические кривые высококонтрастного (жесткого), среднеконтрастного (нормального) и низкоконтрастного (мягкого) фотоматериалов. г. Градиент. Наклон касательной в любой точке характеристической кривой называют градиентом в данной точке или точечным градиентом. На рис. 4 градиент в точке 1 равен 0,34. Средний градиент между двумя точками характеристической кривой определяется как наклон прямой, соединяющий эти точки, и представляет собой среднее значение градиентов всех точек в данном интервале.
Рис. 4. Точечный и средний градиенты. На рис. 4 средний градиент между точками 2 и 3 равен 0,46, и легко видеть, что наибольший средний градиент равен коэффициенту контрастности у. д. Максимальная плотность е. Широта экспозиции. Это область экспозиции воспроизведения полутонов не следует пользоваться высококонтрастной эмульсией с широтой, равной только 2,0, поскольку яркие, либо темные, либо те и другие участки сцены не будут воспроизводиться. 2.6.3.4. Голографическая линейная записьПонятие «линейная запись» для голографиста имеет другое значение, чем для специалиста по фотографии. В фотографии линейная запись соответствует прямолинейному участку характеристической кривой, в которой, согласно рис. 2, приращение оптической плотности пропорционально приращению логарифма экспозиции, причем коэффициентом пропорциональности является коэффициент контрастности у:
В голографии под линейной записью понимаются условия, при которых приращение амплитудного пропускания на выходе пропорционально соответствующей экспозиции на входе
Фотоэмульсия может удовлетворять условию голографической линейности, только если Заменив в выражении (20) оптическую плотность пропусканием [см. (17а)], получим
Это выражение можно преобразовать к виду
Заменим пропускание амплитудным пропусканием [см. (146)], тогда
или
Отсюда мы видим, что линейность можно получить лишь при коэффициенте контрастности
Таким образом, мы можем написать равенство
где с — постоянная. В случае
или
Оба выражения (27) и (29) удовлетворяют условию пропорциональности, определяемому выражению (21). Практически для осуществления линейной голографической записи необязательно иметь эмульсию с коэффициентом контрастности
где с — некоторая псевдоконстанта (она зависит от у), определяющая точку пересечения прямолинейного участка с осью
где
Из этого выражения следует, что условием линейной записи является 2.6.3.5. Фотографическая чувствительностьЧувствительность фотоэмульсии характеризуется некоторым числом, которое связывает чувствительность эмульсии и конкретные условия ее применения; например, фотографирование при дневном свете, запись с экрана катодно-лучевой трубки или копирование графической информации. Число, характеризующее чувствительность, не имеет какого-либо особого смысла, а является лишь индексом, который представляет фотографу удобный способ определения минимального времени экспонирования или наименьшего размера апертуры, чтобы при данном количестве освещения получить желаемый фотографический эффект. Типичными примерами индексов чувствительности являются: индекс Американской ассоциации стандартов В тех случаях, когда чувствительность определяется для экспонирования белым светом, очень важно учитывать спектральный состав «белого света», используемого для получения характеристической кривой, поскольку большинство эмульсий имеет равномерную чувствительность в диапазоне видимого света. Спектральный состав «белого света» определяется величиной его цветовой температуры, которая для дневного света равна приблизительно 5500 К, а для ламп накаливания с вольфрамовой нитью, применяемых в сенситометрии, обычно лежит в пределах от 3200 до 3400 К. Более того, цветовая температура дневного света, получаемого с помощью вольфрамового источника, корректируется фильтром, который ослабляет длинноволновые составляющие спектра, обеспечивая требуемый баланс спектральных составляющих от красного до синего. Рассмотрим конкретный пример индексации для негативной черно-белой эмульсии в системе светочувствительности в системе
Рис. 5. Определение светочувствительности в системе Это находит отражение в классификации Для сравнения с Зная число светочувствительности эмульсии, метод его определения и критерии, которые предсказываются этим методом, можно с известным приближением рассчитать экспозицию, требуемую для достижения желаемого результата, но нельзя предвидеть возможные осложнения из-за эффектов невыполнения закона взаимозаместимости, различий в спектральном распределении и условий обработки. а. Эффективная чувствительность. Приведенные выше два примера не оставляют сомнений в том, что число светочувствительности играет небольшую или ограниченную роль, если эмульсия используется и/или обрабатывается в условиях, отличных от тех, в которых этот индекс определялся. Кроме того, роль числа светочувствительности пренебрежимо мала в случае, когда сравниваются эмульсии различных типов. Из-за этих недостатков индексации приходится вводить понятие эффективной чувствительности эмульсии.
Рис. 6. Сравнение эффективных чувствительностей. На рис. 6 видно, что если критерием чувствительности является экспозиция, требуемая для получения оптической плотности б. Энергетическая чувствительность. Для многих применений фотографии, включая голографию, произвольная индексация чисел светочувствительности оставляет желать лучшего. Очевидно, логичнее было бы определять чувствительность в величинах энергии или логарифма энергии, требуемой для получения данной оптической плотности над подложкой и вуалью 2.6.3.6. Спектральная чувствительностьГалогенидосеребряные эмульсии по своей природе чувствительны к высокоэнергетическому излучению, включая рентгеновские лучи, гамма-лучи, ультрафиолетовый и синий свет, а при использовании соответствующих красителей присущая им чувствительность может быть распространена на зеленый, красный и ближний инфракрасный участки спектра. Поэтому по характеру спектральной чувствительности различают пять типов эмульсий. Чувствительные к синей области. Обладают чувствительностью только в ультрафиолетовой и синей областях, что вообще присуще галогенидам серебра. Высокочувствительные к синей области. Имеют повышенную чувствительность в присущей им ультрафиолетовой и синей областях, но спектральный диапазон чувствительности не расширен. Ортохроматические (зеленочувствительные). Имеют область чувствительности, расширенную в зеленую область спектра. Панхроматические (красночувствительные). Чувствительны в зеленой и красной областях спектра, обычно до Инфракрасные. Эти эмульсии чувствительны к ультрафиолетовой, всей видимой области и части невидимой ближней ИК-области спектра, обычно до длины волны Относительная спектральная чувствительность эмульсии характеризуется клиновой спектрограммой, показанной на рис. 7, в то время чкак кривая спектральной чувствительности обеспечивает необходимые количественные данные.
Рис. 7. Типичная клиновая спектрограмма. На рис. 8 приведена типичная кривая спектральной чувствительности, представляющая собой зависимость логарифма чувствительности, выраженной в квадратных сантиметрах на
кривая позволяет определить экспозицию для конкретной длины волны, необходимую для достижения данной оптической плотности. Прибор, с помощью которого определяют спектральную чувствительность, называется спектросенситометром; он позволяет получить семейство характеристических кривых, каждая из которых снимается при определенном монохроматическом излучении.
Рис. 8. Типичные кривые спектральной чувствительности. Затем эти кривые используются при построении кривых спектральной чувствительности для желаемых значений оптической плотности в пределах возможностей испытываемой эмульсии. На рис. 9 показано, как по двум характеристическим кривым были получены четыре точки (на длинах волн Посмотрим теперь, как кривую спектральной чувствительности на рис. 8 можно использовать для определения экспозиции, необходимой для создания оптической плотности 1,0 на длине волны
находим
и
Предположим, что имеется монохроматический источник света с длиной волны должно быть 0,21 с
Рис. 9. Характеристические кривые типичной эмульсии при экспонировании в монохроматическом свете. Для цветных пленок кривые спектральной чувствительности описываются таким же образом, но тремя кривыми для каждого основного цвета. 2.6.3.7. СуперсенсибилизацияСуществуют различные методы, позволяющие повысить чувствительность фотографической эмульсии, однако платой за это является сокращение времени ее хранения. Следовательно, эти методы полезны только в тех случаях, когда эмульсия экспонируется вскоре после ее суперсенсибилизации, в противном случае фотографический слой сильно вуалирует. Простейший метод заключается в том, что фотоматериал купают в воде, сушат, а затем экспонируют. Описаны также суперсенсибилизирующие ванны с аммонием или аминами, например триэтаноламином. Увеличение чувствительности достигается и дегазацией эмульсии в вакууме или же насыщением ее водородом. Эффективным средством является также предварительная равномерная засветка эмульсии; этот прием будет обсуждаться при рассмотрении отступления от закона взаимозаместимости при низких интенсивностях (п. 2.6.5.2). 2.6.3.8. ОбработкаХарактеристическая кривая определяется свойствами эмульсии, но она зависит и от условий обработки, особенно от типа проявителя, температуры и времени проявления. а. Проявитель. Рецепты проявителей различаются их способностью по-разному влиять на степень контраста, эффективную чувствительность, гранулярность, вуаль; кроме того, они имеют различное время проявления. Все эти характеристики взаимосвязаны, и каждый рецепт проявителя разрабатывается, чтобы обеспечить определенную комбинацию характеристик, записанных в требованиях для данного фотоматериала. Например, мелкозернистый проявитель обычно уменьшает эффективную чувствительность, в то время как высококонтрастный проявитель вызывает увеличение зернистости. б. Время проявления. Время проявления оказывает влияние на коэффициент контрастности в. Температура проявления. Интуитивно ясно, что время обработки уменьшается с ростом температуры проявляющей ванны. Слишком высокая температура приводит к увеличению вуали за счет укрупнения зерен и к сокращению времени сохранности проявителя, в то время как слишком низкая температура значительно уменьшает контраст. Соотношение температуры и времени критично для получения требуемого качества изображения, поэтому следует твердо придерживаться процедур, указанных в инструкции. В тех случаях, когда невозможно выдержать рекомендуемую температуру, для определения правильной коррекции времени проявления можно использовать график температура — время проявления, если он имеется. На рис. 11 показан типичный график температура — время проявления, по которому можно определить поправки, необходимые для получения паспортных параметров, таких, как коэффициент контрастности или чувствительность. (кликните для просмотра скана) 2.6.3.9. ОтбеливаниеОтбеливанием называется химический процесс растворения металлического серебра, устраняющий визуально наблюдаемую черноту, т. е. уменьшающий оптическую плотность изображения. В результате отбеливания образуются растворимые и (или) нерастворимые соли серебра, которые удаляются на последующем этапе фиксирования. Ранее отбеливание применялось для изменения контраста или преобразования черно-белого серебряного изображения в другой цвет (такой процесс называется тонированием). В настоящее время этот процесс сохраняет свое значение в цветной фотографии для удаления серебра и в обратимом фотографическом процессе (процесс получения позитивных изображений вместо обычных негативных). Серебряное изображение на хорошо обработанных и промытых водой эмульсиях в течение многих лет остается устойчивым к воздействию воды и непрореагировавших солей при любых значениях рН. Но оно может окисляться:
в присутствии целого ряда окислителей, таких, как перекись водорода, феррицианид, окислы железа, бихроматы, персульфаты, перманганаты, броматы, окислы меди и ртути. Механизм отбеливания сложен, а скорость и степень отбеливания участков с высокой и низкой оптической плотностью различна для разных процессов. Например, персульфат аммония используется предпочтительно для отбеливания высоких плотностей и не оказывает влияния на низкие. Некоторые составы обладают самокаталитическими свойствами, так что скорость отбеливания возрастает в течение процесса, другие составы объединяют отбеливание и фиксирование в одноступенчатом процессе. Сухое отбеливание предполагает использование паров брома и хлора [3]; в таком процессе удается избежать геометрических искажений изображения и изменений толщины эмульсии, присущих влажным процессам отбеливания (см. п. 2.6.6.2).
|
1 |
Оглавление
|