10-15. Универсальный коллекторный двигатель
На рис. 10-34 показана схема включения универсального коллекторного двигателя. Если присоединить этот двигатель к сети постоянного тока зажимами + и - то он будет работать как обычный двигатель последовательного возбуждения, о характеристиках и свойствах которого было сказано в § 4-17. Известно, что при одновременном изменении направления тока в якоре и в обмотке возбуждения направление вращения якоря не изменяется. Следовательно, сериесный двигатель будет вращаться, если его подключить и к сети переменного тока.
Рис. 10-34. Схема универсального двигателя.
Однако в массивных частях магнитной цепи машины постоянного тока при питании ее переменным током возникнут большие тепловые потери, а обмотка возбуждения для переменного тока будет обладать большим индуктивным сопротивлением. Поэтому универсальные двигатели выполняются со станиной и полюсами, шихтованными из листовой электротехнической стали, как и якорь. Дополнительных полюсов они не имеют. Для уменьшения индуктивного сопротивления при работе на переменном токе под напряжение включается только часть обмотки возбуждения.
Показатели двигателя при работе на переменном токе несколько хуже, чем на постоянном.