11-8. Реостаты для пуска и регулирования электродвигателей
О назначении реостатов и о схемах их включения говорилось в гл. 4 и 10. Реостаты служат для регулирования тока и собираются из стандартных элементов, представляющих собой сопротивления, закрепленные на изолирующем основании. Материалом сопротивлений служат констаитаи, манганин, нихром, фехраль, стальная проволока и чугун.
Рис. 11-8. Элементы сопротивлений.
Рис. 11-9. Сопротивление из чугунных секций.
На рис. 11-8, а и б показаны элементы рамочного типа из проволоки и из ленты. Они намотаны на стальной пластине J и изолированы от нее фарфоровыми или стеатитовыми «наездниками» 2. На рис. 11-8, в изображен чугунный элемент сопротивления, из которых
В отличие от ящиков сопротивлений реостаты имеют коммутирующее устройство для регулирования величины сопротивления (рис. 11-10).
При повороте рукоятки 2 на крышке 1 поворачиваются вал 3 и щеточное приспособление 4. Выводы от секций 6 располагаются по окружности на изолирующей плите 5. Под коробкой 7 расположены выводные зажимы реостата; вся конструкция сопротивлений для охлаждения помещается в бак с маслом.
Рис. 11-10. Реостат.
Кроме металлических реостатов, получивших наибольшее распространение, существуют жидкостные реостаты, например для пуска асинхронных двигателей с кольцами. Жидкостный реостат представляет собой бак с электролитом (обычно вода с 8-10%-ным содержанием соды), в которой погружаются изолированные друг от друга металлические пластины. Регулирование получается плавное, величина сопротивления реостата пропорциональна расстоянию между пластинами и обратно пропорциональна той поверхности пластин, которая погружена в раствор.