11-9. Контроллеры
Контроллерами называются аппараты, служащие для включений, выключений и переключений сопротивлений при пуске, регулировании и изменении направления вращения двигателей. Сам контроллер содержит переключающий механизм, а сопротивления в виде ящиков (рис. 11-9) устанавливаются отдельно. В отличие от многополюсного рубильника, контроллер замыкает и размыкает разные цепи не одновременно, а в установленной последовательности. На рис. 11-11, а показан вид сверху на один выключатель кулачкового типа контроллера.
На вертикальной раме 3 укреплен пластмассовый изолятор 2,, несущий на себе неподвижный контакт выключателя 1, к которому проводом 12 подводится ток от кабельного наконечника переключаемой цепи 11. Основанием подвижного контакта 4 служит пластмассовый изолятор 5, который может поворачиваться на оси 6. Этот контакт присоединяется к кабельному наконечнику сети 14 проводом 13. Пружина 8 всегда стремится прижать подвижной контакт 4 к контакту . На вертикальном валу 10 против ролика 7 помещена кулачковая шайба 9 при помощи которой, поворачивая вал 10, можно замыкать и размыкать контакты 4 и 1.
Такие выключатели (кулачковые элементы) располагаются вдоль оси 10, а число их определяется схемой включения двигателя.
На схеме пуска асинхронного двигателя с кольцами (рис. 11-11, в) показано, что выключателей должно быть девять (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX), а условное изображение их на схемах дано на рис. 11-11, в. На крышке контроллера, которая будет поставлена сверху, против ручки, поворачивающей вал 10, указываются позиции 1, 2, 3, 4, 5 вперед и назад.
Рис. 11-11. Работа кулачкового контроллера.
Замкнутым на схеме (11-11, в) следует считать тот выключатель, против которого стоит точка на соответствующей позиции.
В позиции 0 статор присоединен к сети зажимом в ротор включены сопротивления соединенные в звезду, и двигатель отключен. В позиции I вперед замыкаются выключатели II и IV, статор присоединяется к сети и двигатель начинает вращаться при полном сопротивлении в цепи ротора. При повороте ручки в позицию 2 замыкается выключатель V и часть сопротивления шунтируется. При дальнейшем повороте ручки в положения позиций 3, 4, 5 постепенно замыкаются выключатели, VI, VII, VIII и IX, чем шувтируются сопротивления во всех фазах ротора.
При поворачивании вала в обратную сторону (пуск назад) вместо выключателей II и IX срабатывают выключатели I и III, отчего меняются местами две фазы в цепи статора и двигатель вращается в обратном направлении. Переключения в цепи ротора производятся в той же последовательности.