11-14. Схема управления асинхронным двигателем с помощью реверсивного магнитного пускателя
Для удобства чтения приведенных ниже схем на рис. 11-20 показаны условные изображения некоторых элементов схем. Коммутирующие устройства на схемах изображаются в отключенном положении, т. е. при отсутствии тока во всех цепях схемы или действия внешних принудительных сил на подвижные части контактов.
Контакторы, служащие для управления трехфазнымн асинхронными двигателями, называются магнитными пускателями. Элементная (развернутая) схема реверсивного магнитного пускателя показана на рис. 11-21. На развернутой схеме элементы силовой части цепи показаны отдельно от элементов цепи управления, что позволяет наглядно проследить прохождение тока в обеих цепях.
Защита двигателя от токов короткого замыкания осуществляется плавкими предохранителями, а от перегрузок — двумя тепловыми реле. Пускатель содержит два контактора для хода «вперед» (В) и «назад» (Н).
Статор двигателя присоединяется к сети через предохранители, замыкающие рабочие контакты контакторов вперед (В) или назад (Я), и нагревательные элементы тепловых реле.
Рис. 11-20. Некоторые условные обозначения в схемах: а — обмотки реле, контакторов, магнитных пускателей; б — контакты реле, контроллера, пускктеля, блок-контакты: замыкающий, размыкающий, переключающий; в — кнопки с самовозвратом: замыкающая, размыкающая, переключающая; г — нагревающий элемент теплового реле.
Работа в цепи управления при пуске происходит следующим образом. При нажатии кнопки В сначала размыкаются контакты 1 и 2, а затем замыкаются контакты 3 и 4. Ток идет от зажима сети через размыкающую кнопку СТ, размыкающую кнопку Н, замыкающую кнопку В, катушку контактора В, контакты тепловых реле и к зажиму сети Якорь контактора В притягивается и замыкающие контакты В главной цепн срабатывают, подключая статор к сети.
Рис. 11-21. Элементная схема реверсивного магнитного пускателя.
В это же время замыкающий блок-контакт контактора В замыкается, шунтируя кнопку В, которую можно отпустить. Остановка двигателя производится нажатием размыкающей кнопки При этом ток в обмотке контактора В исчезает, якорь его отпадает, размыкая главные контакты В и блокировочные В у кнопки В.
Таким же образом пускается двигатель в обратную сторону нажатием кнопки И, причем сначала размыкаются контакты 5 и б, а затем замыкаются контакты 7 и 8.
Размыкающие контакты пусковых кнопок В и Н служат для их взаимной блокировки; они не позволяют подать питание на катушки контакторов одновременно. В случае одновременного срабатывания обоих контакторов возникает короткое замыкание питающей сети.