4-14. Электродвигатели постоянного тока
Изобретение электродвигателя постоянного тока относится к 1834 г. и было сделано Б. С. Якоби.
Так как одна и та же машина может работать в режиме генератора или двигателя, то естественно, что падение напряжения в обмотке якоря при номинальном токе у нее будет одно и то же. Это падение напряжения
Следовательно, если к зажимам неподвижного якоря приложить напряжение
то его ток будет в
раз больше
На такой ток не рассчитаны ни обмотка якоря, ни его щетки и коллектор. Поэтому напряжение на зажимах якоря при пуске с номинальным током должно быть понижено на (96-90 %)
включением реостата
последовательно с якорем. Реостат, предназначенный для ограничения и регулирования пускового тока, называется пусковым реостатом. Для удешевления реостата считают возможным пускать двигатель с пусковым током, равным
Тогда пусковой ток
откуда можно подсчитать сопротивление
.
При вращении якоря в его обмотке наводится противо-э. д. с. и ток якоря
по мере нарастания скорости уменьшается.
Надобность в реостате постепенно отпадает, и его сопротивление ступенями уменьшается до нуля. Тогда ток
(4-14а)
Если двигатель вращается вхолостую, то противо-э. д. с. достигает
при токе холостого хода
При нагрузке на валу, если ток
противо-э. д. с. составляет
Частоту вращения двигателя можно подсчитать, воспользовавшись формулой (4-7):
Таким образом частота вращения пропорциональна наводимой в обмотке якоря э. д. с. и обратно пропорциональна магнитному потоку Ф. Так как
то
С увеличением нагрузки на валу, т. е. мощности на выходе
мощность на зажимах электродвигателя, т. е. мощность на входе
растет. Тогда при U = const обязательно растет ток
По формуле (4-16) можно видеть, что скорость двигателя должна уменьшаться. С другой стороны, с увеличением тока
возрастает размагничивающее действий реакции якоря, отчего скорость должна увеличиваться. Для устойчивей работы двигателя его конструируют так, что влияние падения напряжения
всегда больше влияния реакции якоря и скорость с увеличением нагрузки обычно несколько уменьшается.
Вращающий момент двигателя и электромагнитная мощность, развиваемая им с учетом потерь на трение, в соответствии с формулами (4-8) и (4-12) могут быть выражены в виде
и
С увеличением тормозного момента
на валу момент вращения М автоматически увеличивается за счет роста тока
до тех пор, пока при определенном
не наступает равенство моментов
Таким образом, каждой нагрузке соответствует определенная частота вращения.
По своим эксплуатационным свойствам электродвигатели, как и генераторы, делятся на четыре типа: с параллельным, независимым, последовательным и смешанным возбуждением.
Если в генераторах интересуются главным образом их электрическими свойствами, то в двигателях рассматривают их механические свойства, например:
и др.