ЯДРА ПЛАНЕТАРНЫХ ТУМАННОСТЕЙ
Ядра планетарных туманностей являются во всех отношениях примечательными объектами, так как они принадлежат к самым горячим звездам, известным нам. Среди них встречаются и звезды с признаками звезд Вольфа — Райе, и обычные О — абсорбционные, и звезды Of, и, наконец, звезды с непрерывным спектром, т. е. лишенные спектральных линий. Последние — наиболее горячие в классе О. Так, оценка температуры у центральной звезды туманности NGC 6445 привела к значению 170 000 К, а у NGC 2440—35 000 К.
Наряду с этим ядра планетарных туманностей, как мы видели, обладают очень большой дисперсией абсолютных звездных величин М, до
значительно более низких, чем у нормальных горячих звезд описанных выше классов. По своему положению на диаграмме Г—Р они располагаются в области голубых карликов пониженной светимости и соединяют горячий конец главной последовательности с белыми карликами, образуя вместе с другими подобными звездами бело-голубую последовательность звезд, идущую прямо вниз (Б. А. Воронцов-Вельяминов). Конечно, при пониженной светимости ядра планетарных туманностей имеют и пониженные размеры и повышенные плотности, промежуточные между нормальными звездами и белыми карликами.
Мы рассматривали ранее звезды Вольфа — Райе как нестационарные объекты. Ядра планетарных туманностей показывают еще один признак непостоянства — их температура меняется. К такому выводу приводят нас наблюдавшиеся изменения в спектрах некоторых планетарных туманностей. Так у туманности NGC 4997 на протяжении немногих десятилетий наблюдалось изменение отношения интенсивностей линии
от 1,6 до 0,6, а у NGC 6905 линий
. В обоих случаях можно говорить об изменении кинетической температуры
, но оно вызвано изменением температуры ядра
. В первом случае имело место падение, а во втором повышение температуры, и это заставляет думать, что изменения не систематические, эволюционные, а более или менее случайные флуктуации.