7.2. ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ
Оба вышеприведенных примера из литературы дали возможность сделать ценные выводы. Но их нельзя обобщить и доказать. Они полезны для приобретения опыта при осуществлении вращения и широко используются в учебных целях. Имеется ряд других моделей, которые заслуживают внимания, и поэтому должны быть упомянуты здесь. К ним относится так называемая «задача о бутылках» (bottle-problem) Барта [27; S], связанная с идентификацией факторов в различных экспериментах. Другим примером является модель с трапециями (Trapezmodell) Тэрстоуна [286; 1, б], с помощью которой объясняется выделение факторов второго порядка. Каттелл и Салливэн занимались решением задачи под названием «проблема чашек с кофе» (kaffeetassen-problem). В этой задаче моделировались переменные со всеми погрешностями, которые возникают при исследовании поведения человека.
Каттелл и Горсач, основываясь на принципах построения модели с мячами, занимались поиском простой структуры с «органическими данными и набором случайных чисел. Кроме того, известен ряд задач, которые не являются искусственно сконструированными моделями, а основаны на действительных данных. Но решения этих задач с помощью факторного анализа хорошо согласуются с результатами исследований, выполненных другими методами. В этом плане представляют интерес работы Джонса по хроматопсии. Далее приведены две задачи, которые имеют большое методическое значение,