Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРАМноголетняя преподавательская деятельность по органической химии на химическом, биологическом, фармацевтическом и медицинском факультетах университета привела меня к мысли, а потом и к твердому убеждению, что вся громада этой области естествознания естественным образом, можно сказать, самопроизвольно, делится на две части, которые в тоже время столь тесно связаны между собой генетически и методологически, что самостоятельными считать их нельзя. Увидеть эти две части нетрудно и их можно определить как классическую органическую химию и химию природных соединений. Сразу же ясна общность их составляющих субстанций: это соединения изначально углеводородной природы отягощенные различными (органогенными) функциональными группами, единый взгляд на природу внутримолекулярных и межмоле-кулярных взаимодействий, терминологическая и номенклатурная близость. Но в то же время, различий между этими двумя областями органической химии более чем достаточно, чтобы провести предложенное разграничение. Предметом классической органической химии следует считать углеводороды и их простые функциональные производные, исследование структурных закономерностей и детальных механизмов реакций. Не исключено, конечно же, попадание в сферу этого изучения и веществ природного происхождения, но это обычно достаточно простые немногочисленные примеры иллюстративного характера на основном фоне структурного многообразия природных соединений. Достаточно логично теперь определить химию природных соединений как ту область органической химии, которая связана с полифункционапьными производными углеводородов, составляющими основной массив веществ живой материи. Различие, на первый взгляд, казалось бы не столь существенное, чтобы “городить весь этот огород”, на самом же деле последовательный анализ накопленного к концу XX века всего того, что изучено и найдено в области химии живой природы, буквально заставляет проделать такой “митоз”. (Действительно, процедура разделения всей органической химии на классическую органическую химию и химию природных соединений напоминает процесс деления клетки на две новых, когда в ней накапливается избыточное количество генетического, аминокислотного и всего остального органического материала). Но этот переход от классической органической химии к химии природных соединений, а именно в такой последовательности должны изучаться эти два раздела химии вообще, не является чисто количественным — этого “количества” стало достаточно для появления и нового “качества”, связанного с пространственным строением сложных органических молекул, механизмами их реакций, межмолекулярными взаимодействиями. Кроме того, надо заметить, что на определенных этапах природная химия включает объекты и представления классической неорганической химии (особенно показательно такое участие в химии энзимов) и физической химии (энергетика химических процессов, межфазные взаимодействия). О взаимоотношении этих двух разделов всей органической химии следует отметить следующее: исторически они развивались вместе, с самого зарождения органической химии (точнее сказать, с момента разделения химии на неорганическую и органическую), помогая одна другой методологически и материально; но при их изучении последовательность безусловно должна быть однозначной: от простого — к сложному, от неорганической химии — к органической химии, от классической органической химии — к химии природных соединений, как это уже стало привычным для нас. Таким образом, теперь мы можем рассматривать процесс дифференциации органической химии на классическую и природную — как новый этап развития химии вообще.
|
1 |
Оглавление
|