Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
21.4.2. УМЕНЬШЕНИЕ ЧАСТОТЫ КАДРОВ
Впечатление
непрерывного движения может сохраняться при значительном уменьшении частоты
кадров относительно величины 30 Гц, установленной телевизионным стандартом США.
Однако при том способе передачи, который принят в телевидении, снижение частоты
кадров приводит к мельканию изображения. Для устранения эффекта мелькания можно
сохранить в малокадровой телевизионной системе высокую частоту полей, прибегая
к многократному воспроизведению каждого кадра [28, 29]. Приемник такой системы
должен быть, конечно, снабжен теми или иными средствами для запоминания кадров.
При
наличии средств для запоминания кадров предел для снижения частоты передаваемых
кадров связан с возникновением эффекта разрыва изображения при передаче сцен с
движущимися объектами. Вопрос о том, можно ли с помощью специальных методов
отодвинуть момент возникновения этого эффекта при снижении частоты кадров, был
подвергнут экспериментальному изучению Болдуином [28]. Для экспериментов
использовалась киносъемка со скоростью 24 кадра в секунду. Путем удаления
определенных кадров исходного фильма изготавливался промежуточный малокадровый
фильм. Затем посредством повторения сохраненных кадров изготавливался
окончательный фильм, предназначенный для демонстрации с той же скоростью: 24
кадра в секунду. Последняя операция в простейшем варианте заключалась в том,
что каждый сохраненный кадр печатался на пленке дважды или, если требовалось,
несколько раз. Производились также пробы с более сложным комбинированием
кадров. Для некоторых сцен, как, например, крупноплановое изображение
разговаривающего человека, 12 кадров в секунду дают удовлетворительный
результат. Однако этого оказалось недостаточно для сцены, показывающей
движущийся в плоскости экрана поезд — в этом случае движение выглядело
прерывистым. Дальнейшее снижение числа сохраненных кадров разрушало иллюзию
непрерывности движения при демонстрации всех отснятых в этих экспериментах
сюжетов. Что же касается усложненных методов комбинирования кадров, то они дали
лишь незначительное улучшение по сравнению с простым повторением кадров.
Обычные
телевизионные стандарты отводят почти 18 % периода строчной развертки и около 6
% периода кадровой развертки на обратный ход луча [15, стр. 2-22]. Уменьшение
этих интервалов могло бы служить для сжатия спектра, хотя и ценой некоторого
ухудшения качества изображения. В телевизионных системах с низкой скоростью
развертки и передачи изображений таким способом можно получить небольшой
выигрыш в полосе частот.