Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
21.5. МЕТОДЫ ВРЕМЕННОГО ПЕРЕМЕЖЕНИЯЧересстрочная развертка, применяемая в обычном телевидении в качестве простого средства для сокращения полосы частот в отношении 2:1, была выбрана по тем соображениям, что она не создает мельканий и эффекта разрыва изображения. Однако по отношению к телевизионным системам, приемники которых снабжены устройствами для запоминания кадров, вопрос о мельканиях из рассмотрения исключается. В таких системах единственным фактором, с которым приходится считаться при сокращении полосы частот методами временного перемежения, остается эффект разрыва изображения.
21.5.1. ПЕРЕДАЧА С ПЕРЕМЕЖЕНИЕМ СТРОКДвукратное сокращение полосы частот достигается при чересстрочной развертке, когда в одном поле изображение развертывается по нечетным строкам, а в следующем поле — по четным. Частота полей в системе с чересстрочной разверткой соответствует частоте кадров в системе с последовательной разверткой строк. Развивая метод перемежения строк с коэффициентом 2:1, можно использовать перемежения с большими коэффициентами, передавая, например, каждую четвертую или восьмую строку в пределах одного поля. При рассмотрении систем с перемежением строк требуют особого внимания эффекты разрыва изображения и специфические иллюзии, мешающие восприятию изображения. При отсутствии перемежения телевизионное изображение движущегося объекта смазано и перемещается скачками. С введением перемежения эти особенности изображения сохраняются в том случае, если приемник системы не имеет специальных устройств для запоминания кадров или если частота кадров настолько мала, что по сравнению с длительностью передачи одного поля инерцией зрительного восприятия можно пренебречь. При этом, однако, сцена будет воспроизводиться с пониженным разрешением, как статическим, так и динамическим, поскольку всякий раз лишь некоторая часть общего числа строк будет предъявляться наблюдателю в один прием. В системе с запоминанием полей на приемной стороне, когда предшествующие поля повторно воспроизводятся до момента их замены вновь поступающими полями, перемежение теоретически не снижает разрешающей способности. Однако на практике затруднительно сохранить с достаточной точностью равномерность взаимного расположения строк, относящихся к различным полям. Тенденция к спариванию строк при воспроизведении изображения существенно уменьшает фактическую разрешающую способность телевизионной системы. В системе с перемежением движение поперек строк воспроизводится более мелкими скачками, чем в отсутствие перемежения; величина скачков уменьшается в том же отношении, какое принято в качестве коэффициента перемежения. Однако как следствие перемежения при этом происходит разрыв изображения. В результате действия запоминающих устройств число строк, захватываемых изображением движущегося объекта, в определенной степени увеличивается. Этот эффект поясняется схемой на рис. 21.5.1. В отсутствие перемежения при передаче очередного поля каждая строка поля заменяется новой. В случае перемежения с коэффициентом 2:1 каждая строка поля лишь повторно воспроизводится при передаче очередного поля и заменяется новой при передаче последующего поля. Таким образом, в этом случае половина общего числа строк представляет «устаревшие» сведения. Как показано на рис. 21.5.1, в отсутствие перемежения движение круглого объекта сверху вниз передается от одного поля к другому отдельными скачками. Тот же объект, воспроизводимый системой с перемежением, оказывается размазанным в некоторой пространственной области, поскольку часть строк передает движение объекта с запозданием на одно поле. Такой же эффект возникает в системах с более высоким коэффициентом перемежения.
Рис. 21.5.1. Пространственный смаз изображения за счет перемежения строк. Другой эффект, связанный с перемежением строк, — это иллюзия сползания строк, возникающая в случае последовательного воспроизведения полей. На рис. 21.5.2 для объяснения этого эффекта показано расположение строк, принадлежащих последовательным полям, при значениях коэффициента перемежения 2:1 и 3:1. Цифрами 1, 2, 3 обозначены строки соответствующих полей. Пусть перемежение производится с коэффициентом 3:1, как показано на рис. 21.5.2, б. После того как наблюдателю было предъявлено поле 3, появляется поле 1. Строки поля 1 оказываются одним интервалом ниже и двумя интервалами выше строк поля 3. В результате возникает зрительное впечатление, что строки поля 3 просто несколько сдвинулись в направлении сверху вниз, образовав строки поля 1. В свою очередь строки последующего поля 2 выглядят как результат небольшого сдвига в том же направлении строк поля 1 и т. д. Направление сползания не зависит от того, в какой последовательности передаются строки поля — сверху вниз или снизу вверх. Стандартная чересстрочная развертка (коэффициент перемежения 2:1, рис. 21.5.2, а) исключает появление такой иллюзии, поскольку строки полей 1 и 2 отделены друг от друга равными интервалами. Вполне возможно, что эффект сползания может быть ослаблен путем строчной развертки с псевдослучайной последовательностью передачи строк.
Рис. 21.5.2. Строки развертки, принадлежащие различным полям, для случаев перемежения с коэффициентами 2:1 (а) и 3:1 (б).
|
1 |
Оглавление
|