Главная > Цифровая обработка изображений. Книга 2
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

13.7. МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ РЕСТАВРАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

В начале этой главы были введены обобщенная модель изображающей системы и модель процессора цифровой реставрации изображений. Затем на базе обобщенной модели были описаны и промоделированы типичные элементы изображающей системы. Теперь рассмотрим несколько моделей цифровой реставрации изображений. Эти модели будут использованы в последующих главах для описания ряда методов реставрации изображений.

Процесс реставрации можно описать с помощью следующих выражений:

,                      (13.7.1а)

,                     (13.7.1б)

.                      (13.7.1в)

Здесь  - массив наблюдаемых отсчетов изображения,  - массив элементов идеально дискретизованного изображения,  - массив элементов идеально дискретизованной оценки изображения,  - массив компенсированных отсчетов на выходе системы цифровой реставрации,  - массивы отсчетов составляющих шума, возникающих в различных элементах системы,  - обобщенные передаточные функции изображающей системы, реставрирующего процессора и дисплея соответственно.

Соотношения (13.7.1) можно представить в эквивалентной векторной форме:

,                     (13.7.2а)

,             (13.7.2б)

,             (13.7.2в)

где  - векторы, полученные разверткой по столбцам соответствующих массивов. В последующих главах рассмотрены некоторые методы нахождения приближенных решений (13.7.1) или (13.7.2). К сожалению, решения общего вида до сих пор не получены; поэтому мы обратимся к частным решениям.

Модель, показанная на рис. 13.7.1, является наиболее общей моделью цифровой реставрации изображений, в которой изображение приобретает пространственные искажения, приводящие к ухудшению резкости, электрический датчик реагирует нелинейным образом на интенсивность входного излучения, а усилитель датчика вносит гауссов шум, не зависящий от изображения. Затем следует цифровой преобразователь, который также может увеличить нерезкость дискретизованного изображения в случае использования дискретизирующих импульсов конечной протяженности.

385.jpg

Рис. 13.7.1. Обобщенная модель изображающей системы (а) и цифровой реставрации изображений (б) для случая дискретизованного нерезкого изображения с аддитивным шумом.

Возникновение нерезкости изображения можно промоделировать операцией суперпозиции с импульсным откликом , который может быть пространственно-зависимым. Предполагается, что нелинейная реакция датчика на изображение  имеет поэлементный характер и что на выходе датчика имеется аддитивное шумовое поле . Эффект дискретизации импульсами конечной протяженности симметричной формы  моделируется операцией свертки  с  и последующей идеальной дискретизацией.

Цель реставрации состоит в формировании массива отсчетов , являющихся оценками отсчетов идеального входного изображения, представленного функцией , которые образуются на выходе идеального цифрового преобразователя, осуществляющего дискретизацию с шагом . Для разработки модели цифровой реставрации требуется определить количественные соотношения между отсчетами наблюдаемого изображения  и значениями исходного изображения в узловых точках, или псевдоотсчетами, , пользуясь методами, изложенными в разд. 9.2. С этой целью проводят усечение эквивалентного импульсного отклика дискретизирующего импульса , вводя некоторые пространственные границы , а затем в узлах решетки с шагом  выделяют псевдоотсчеты наблюдаемого непрерывного изображения, описываемого функцией . Следующий шаг в получении дискретного представления - определение соотношений между элементами наблюдаемого поля изображения  и элементами поля изображения  и шумового поля . Последний шаг при разработке модели цифровой реставрации изображений состоит в нахождении дискретного эквивалента операции суперпозиции с использованием импульсного отклика . В рассмотренной модели существуют два потенциальных источника погрешностей: усечение импульсных откликов  и  и интегрирование методом квадратурных сумм. Чтобы можно было пренебречь погрешностями обоих видов, интервалы усечения выбирают большими, а приращения  и  в квадратурных суммах берут малыми. Конечно, при этом увеличиваются размеры массивов и, следовательно, возрастают требования к объему памяти и мощности вычислительных средств. Более того, как будет показано в дальнейшем, повышение точности дискретизации может даже привести к неустойчивости вычислительного процесса реставрации!

Важное значение имеют относительные геометрические размеры различных массивов модели реставрации изображений. Эти массивы образуют гнездо (рис. 13.7.2). Область массива нерезкого изображения  меньше области массива идеально дискретизованного изображения  на половину протяженности усеченного импульсного отклика . Аналогично область массива физических отсчетов  меньше области массива наблюдаемых элементов изображения  на половину протяженности усеченного импульсного отклика

386.jpg

Рис. 13.7.2. Соотношение между различными массивами отсчетов изображения.

Чтобы можно было воспользоваться формальной структурой векторной алгебры при последующем анализе процедур реставрации изображений, образуем векторные эквиваленты различных массивов, используемых в реставрационной модели. Следуя методам разд. 9.2, и в этом случае изменим индексы массивов таким образом, чтобы в каждом из них первый элемент занял верхний левый угол.

Затем установим векторные соотношения между отдельными блоками модели, для чего произведем развертку столбцов указанных массивов.

В результате получим

,                 (13.7.3а)

,                (13.7.3б)

,             (13.7.3в)

,                  (13.7.3г)

где  и  - матрицы нерезкости, содержащие отсчеты  и  соответственно. Нелинейная операция (13.7.3в) определяется как поэлементное нелинейное преобразование. Таким образом, имеем

.              (13.7.4)

Из формул (13.7.3а) и (13.7.3г) можно получить соотношение, описывающее наблюдаемые физические отсчеты изображения, выраженные через математические псевдоотсчеты идеального изображения, следующего вида:

.                 (13.7.5)

Определим теперь некоторые специальные случаи для этого уравнения. Первый из них - отсутствие поэлементной нелинейности - соответствует равенству

,                        (13.7.6)

где  и . Мы получили классическую дискретную модель, содержащую систему линейных уравнений с включением неопределенности измерения. Второй особый случай, который будет рассматриваться позднее, соответствует условию пренебрежимо малой пространственной нерезкости, вносимой цифровым преобразователем. В этом случае можно записать

,                 (13.7.7)

где . Если приращение в квадратурных суммах  взять равным шагу отсчетов , то матрицы в (13.7.6) и (13.7.7) примут особую форму:

,                   (13.7.8)

где

                      (13.7.9)

при  и .

Для проведения экспериментов по реставрации изображений с использованием моделей (13.7.6) и (13.7.7) были сформированы два искусственных изображения [22]. Исследования методов реставрации при недоопределении проводились с использованием исходного изображения в виде квадрата размером  элемента с уровнем 245, находящегося на фоне с уровнем 10 (рис. 13.7.3,а); полная шкала яркостей охватывает уровни от -0 до 255. Функция рассеяния точки гауссовой формы, которую иллюстрирует рис. 13.7.3,б, определяется выражением вида

              (13.7.10)

на массиве размером  элементов, где  - нормирующий коэффициент,  и  - коэффициенты пространственной нерезкости. Исходное изображение, которое использовалось для исследования методов реставрации при переопределении (рис. 13.7.4,а), имеет вид квадрата размером  элемента с уровнем 245, расположенного в центре другого квадрата размером  элементов с уровнем 10 на фоне с нулевой яркостью. Это изображение может служить моделью реального изображения в виде луны на фоне темного неба. Исходное изображение делалось нерезким с помощью импульсного отклика размером  элементов, показанного на рис. 13.7.4,б. Нерезкое изображение состоит из  элементов. Предполагается, что наблюдаются все  элементов и что имеется априорное знание об ограниченном размере исходного изображения, состоящего из  элементов. Из этого следует, что многие элементы матрицы нерезкости (13.7.8) тождественно равны нулю. Более того, обозначив через  просканированное по столбцам исходное изображение размера  элементов , можно предложить следующую векторную модель для  реально наблюдаемых элементов :

,                 (13.7.11)

где  - матрица размера

,                 (13.7.12)

причем

              (13.7.13)

при  и . Матрица (13.7.12) представляет собой матрицу оператора конечной свертки -типа, введенного в гл. 9. Сравнение структур матриц нерезкости (13.7.8) и (13.7.12) для недоопределенной и переопределенной моделей показывает, что эти матрицы являются транспонированными парами. Таким образом, ; в особом случае разделимости строк и столбцов можно записать  и .

388.jpg

Рис. 13.7.3. Массивы изображения, использованные при исследовании недоопределенной модели.

а - исходное изображение; б - импульсный отклик; в - наблюдаемое изображение.

389.jpg

Рис. 13.7.4. Массивы изображения, использованные при исследовании переопределенной модели.

а - исходное изображение; б - импульсный отклик; в - наблюдаемое изображение.

В машинных экспериментах по реставрации изображений наблюдаемые нерезкие изображения для недоопределенной и переопределенной моделей были получены путем умножения развернутых по столбцам матриц исходных изображений (рис. 13.7.3,а и 13.7.4,а) на матрицы нерезкости  и  соответственно. Аддитивный белый гауссовый шум, добавляемый к нерезким изображениям, вырабатывался с помощью генератора случайных чисел. Перед воспроизведением все реставрированные изображения подвергались ограничению уровня (поэлементно), чтобы диапазон уровней составил 0-255.

 

1
Оглавление
email@scask.ru