Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
15.9. РЕСТАВРАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ С ЦЕЛЬЮОСЛАБЛЕНИЯ ШУМА ЗЕРНИСТОСТИ ФОТОПЛЕНКИ
Шум зернистости фотопленки часто
оказывается ограничивающим фактором при реставрации фотографических изображений,
особенно при сильном увеличении. В разд. 13.6 представлен ряд моделей процесса
фотографической записи, учитывающих шум зернистости фотопленки. Все эти модели
обладают одним неприятным свойством: идеальное и наблюдаемое изображения
связаны между собой нелинейным и нестационарным образом.
Уолкап и Чоенс [27] предложили
использовать винеровскую фильтрацию для борьбы с шумом зернистости фотопленки в
модели изображающей системы вида
, (15.9.1)
где
- постоянная. Для этой модели была
получена частотная характеристика реставрирующего фильтра, соответствующего
случаю непрерывного изображения, в виде
, (15.9.2)
где
- энергетический спектр идеального
изображения,
-
обозначение математического ожидания. При выводе формулы (15.9.2) было принято
неявное допущение о стационарности первого и второго моментов случайного поля,
представляющего идеальное изображение. Надери и Савчук [28] разработали
процедуру винеровского оценивания дискретных изображений на основе модели
фотографической записи изображения на рис. 13.6.2. Эта модель учитывает
химические эффекты фотографического процесса, такие, как нелинейность
характеристической кривой и пограничные эффекты, обусловленные диффузией
проявителя, а также шум зернистости фотопленки. Преимущество рассматриваемой винеровской
оценки состоит не только в том, что она основана на модели общего вида:
благодаря присущей ей адаптивности она способна модифицироваться в соответствии
с изменениями первого и второго моментов случайного поля, представляющего
идеальное изображение.
Рис. 15.9.1. Пример
алгоритма сверхподавления шума, по Надери [31].а - массив, соответствующий
пониженной разрешающей способности; б - массив, соответствующий высокой
разрешающей способности; в — замена элемента, принадлежащего границе; г - окончательный результат.
Цвейг и др. [29, 30] разработали
эвристический нелинейный метод реставрации малоконтрастных изображений с целью
ослабления шума зернистости фотопленки (так называемое сверхподавление шума).
При использовании этого метода входное изображение развертывается с высокой
разрешающей Способностью, а каждый его элемент квантуется с большим числом
уровней. Затем получают изображение пониженной четкости, объединяя элементы в
непересекающиеся фрагменты размером
. Конечно, четкое изображение имеет
более резкие границы, чем изображение с пониженной четкостью, однако дисперсия
шума последнего оказывается меньше. В случае белого шума Дисперсия нечеткого
изображения в четыре раза меньше, чем для четкого изображения, что является
следствием пространственного усреднения элементов. Усредненное изображение
повторно квантуется с использованием равномерной шкалы, причем шаг квантования
выбирается равным учетверенному значению среднеквадратического отклонения
шума. Благодаря такому выбору обеспечивается ошибка квантования 5% при
гауссовом шуме. Полученные квантованные элементы нечеткого изображения исследуют
в окрестности размером
элементов. Может оказаться, что все
восемь периферийных элементов проквантованы с одним и тем же уровнем, а
центральный элемент — с другим уровнем. В этом случае считают, что
изолированный центральный элемент содержит ошибку, обусловленную шумом, и
приписывают ему средний уровень периферийных элементов. Если центральный
элемент нечеткого изображения лежит на границе (рис. 15.9.1), он разделяется на
четыре элемента, соответствующие полной разрешающей способности; этим новым
элементам приписываются уровни, зависящие как от уровней соответствующих
исходных элементов четкого изображения, так и от уровней ближайших элементов
нечетного изображения. Простой алгоритм заключается в том, что элементу,
соответствующему высокой разрешающей способности, приписывают уровень одного
из четырех связанных элементов (элементы «север» и «восток» или «север» и
«запад» и т. д.), ближайший к уровню искомого элемента. Машинное моделирование
алгоритма сверхподавления шума показало, что его можно с успехом использовать
для реставрации малоконтрастных изображений, искаженных достаточно сильным
шумом зернистости фотопленки [28]. Надери [31] обобщил идею алгоритма
сверхподавления шума на случай реставрации высококонтрастных изображений,
когда шум зернистости фотопленки зависит от содержания изображения.