Главная > Цифровая обработка изображений. Книга 2
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

21.5.2. ПЕРЕДАЧА С ПЕРЕМЕЖЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ

Основной вариант перемежения с коэффициентом 2:1 может быть применен не только к строкам (как в вещательном телевидении), но и к произвольно разграниченным по вертикали и горизонтали фрагментам изображения [30, 31]. С самой общей точки зрения перемежение состоит в том, что кадр разбивается на несколько последовательно передаваемых полей, каждое из которых содержит определенный набор элементов изображения. Обычно поля формируются так, чтобы они не перекрывали друг друга. Сокращение полосы частот обеспечивается тем, что на передачу каждого поля отводится такой же промежуток времени, какой обычная телевизионная система затрачивает на кадр. Если, например, кадр разбивается на 16 неперекрывающихся полей, то эквивалентная частота кадров уменьшится в 16 раз и коэффициент сжатия спектра составит 16:1. По сообщению Дейча [30], система с коэффициентом перемежения 16:1, действующая к тому же при малой частоте кадров и пониженном разрешении, способна вести передачу по каналу с полосой частот всего лишь 10 кГц.

Рис. 21.5.3 дает представление о рисунках перемежения для ряда систем с перемежением элементов. Для сравнения приведены также рисунки поля в телевизионных системах без перемежения, с перемежением строк и с вертикальным перемежением. Следует отметить, что перемежение элементов, как правило, не стоит сочетать с перемежением строк в связи с проблемами разрыва изображения и сползания строк, о которых говорилось выше.

Рис. 21.5.3. Способы перемежения при передаче изображений

Для каждой из систем, представленных на рис. 21.5.3, сокращение полосы частот относительно системы без перемежения указано для фиксированной скорости развертки, измеряемой числом  пройденных в единицу времени элементов кадра. Перемежение элементов с коэффициентом 2:1 дает единственные возможные варианты рисунка первого поля и рисунка следующего поля. Положение меняется при перемежении более высокого порядка. Коэффициенты перемежения 4:1, 8:1, 16:1 и т. д. предоставляют большой выбор вариантов при составлении рисунка отдельных полей и последовательности их воспроизведения. От того, как произведен этот выбор, зависит степень проявления специфических визуальных эффектов, связанных с перемежением.

При перемежении элементов наблюдаются оптические иллюзии двух типов — наложение узора и скольжение элементов. Наложение узора проявляется в виде ложной текстуры изображения, зависящей от рисунка перемежения. Узор появляется в тех случаях, когда вместе с элементами очередного поля воспроизводятся повторно не все элементы других полей. Иллюзия сползания или скольжения объясняется стробоскопическими эффектами при последовательном воспроизведении полей; элементы изображения как бы бегут при этом по экрану. Продуманный рисунок полей и удачное их последовательное расположение могут свести проявление обоих эффектов к минимуму. С точки зрения практического удобства желательно, чтобы отдельные поля до некоторой степени повторяли друг друга по своей структуре, а последовательность полей также можно было периодически повторять в процессе передачи. Обычно при этих условиях еще большее внимание следует уделять эффектам наложения узора и скольжения элементов.

Рассмотрим в качестве примера кодирующую систему с перемежением элементов, где каждый кадр разделяется на 16 неперекрывающихся полей. Рисунок перемежения повторяется в каждом из блоков размером 16x16 элементов. На рис. 21.5.4 в пределах одного блока показан ряд расположений элементов поля для системы с коэффициентом перемежения 16:1. Первые два рисунка перемежения построены с помощью таблицы случайных чисел при тех, однако, условиях, что поле включает первый элемент каждого блока, и любой столбец и любая строка поля в пределах блока содержат ровно один элемент. Далее приведена серия базовых рисунков перемежения, формирование которых сводится к простым операциям счета импульсов в процессе передачи. Счет строк и счет столбцов ведется следующим образом: единичное приращение номера строки вызывают, например, в зависимости от выбранного коэффициента пересчета каждый второй или каждый третий импульс, поступивший в счетчик столбцов. Содержимое счетчика строк определяет вертикальную координату элемента поля; при единичном увеличении этой координаты содержимое счетчика столбцов поступает в регистр горизонтальной координаты элемента. После достижения последней строки или последнего столбца блока в результате переполнения соответствующего счетчика происходит его сброс, и счет начинается заново. В том случае, когда очередной элемент поля оказывается в столбце или в строке, где уже имеется другой элемент, содержимое счетчика столбцов увеличивается дополнительно на единицу. Такие случаи отмечены на рис. 21.5.4 знаком . Наиболее благоприятное впечатление оставляет узор, получаемый при выборе для коэффициента пересчета значения 6. Элементы поля располагаются при этом равномерно и в меньшей степени вызывают ощущение регулярной линейчатой структуры.

Рис. 21.5.4. Варианты рисунка поля в пределах блока размером 16х16 при перемежении элементов.

Каждый базовый рисунок можно многими способами дополнить неперекрывающимися последующими полями. Наиболее простой подход состоит, однако, в том, чтобы получать дальнейшие поля в результате применения к базовому рисунку операций сдвига. С этой точки зрения любой узор на рис. 21.5.4 можно рассматривать как таблицу для формирования последовательных полей: данному номеру поля ставится в соответствие некоторый сдвиг по вертикали. Можно одновременно варьировать сдвиг по горизонтали, определяющий положение начального элемента базового рисунка. Для формирования последовательности полей счетчики строк и столбцов могут включать в общий счет также импульсы полей с тем или иным коэффициентом пересчета. Понятно, что малые значения коэффициентов пересчета дадут не самый лучший результат. Кроме того, для максимального подавления эффекта наложения узора следует избегать одинаковых коэффициентов пересчета при формировании базового рисунка и последовательности воспроизведения полей. Если инерция зрения, послесвечение люминофора или память какого-либо накопителя данных не обеспечивают в достаточной мере запоминания полей, то при наблюдении неподвижных сцен разрешающая способность снижается в том же отношении, какое принято в качестве коэффициента перемежения. В малокадровых телевизионных системах введение устройства запоминания полей становится необходимостью, поскольку инерция зрения и послесвечение люминофора приемной трубки уже не могут помочь в повышении разрешения. При наличии в приемнике запоминающих устройств все принятые ранее поля, не обновленные к данному моменту вновь поступающими полями, могут многократно извлекаться из памяти и воспроизводиться на дисплее с достаточно высокой частотой. Таким образом, располагая памятью, вмещающей полный комплект полей, можно полностью сохранить разрешение при воспроизведении неподвижных сцен. Однако такая память приводит к нежелательному размазыванию движущихся объектов. Этот эффект проявляется тем сильнее, чем больше полей содержится в запоминающем устройстве и, следовательно, чем выше разрешение для неподвижных сцен. Подбирая число запоминаемых полей, можно установить некоторый компромисс в отношении качества воспроизведения подвижных и неподвижных участков сцены. Другие компромиссные решения приходится принимать в связи с тем, что при увеличении объема памяти сильнее проявляется эффект наложения узора, в то время как эффект скольжения элементов ослабляется. Наконец, еще одну проблему при выборе параметров системы составляет снижение заметности хаотического фона, возникающего в том случае, когда при каждом акте воспроизведения полей на дисплее обновляются за счет памяти не все элементы изображения. Если на месте таких элементов воспроизводится уровень белого или уровень черного, то это воспринимается как дополнительная помеха на изображении. Подводя итог, следует заключить, что метод перемежения элементов может служить достаточно простым средством сокращения частот в тех практических случаях, когда подвижность передаваемых сцен относительно невелика и при воспроизведении движущихся объектов допускается определенная степень пространственного размазывания.

 

1
Оглавление
email@scask.ru