Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
21.5.2. ПЕРЕДАЧА С ПЕРЕМЕЖЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВОсновной вариант перемежения с коэффициентом 2:1 может быть применен не только к строкам (как в вещательном телевидении), но и к произвольно разграниченным по вертикали и горизонтали фрагментам изображения [30, 31]. С самой общей точки зрения перемежение состоит в том, что кадр разбивается на несколько последовательно передаваемых полей, каждое из которых содержит определенный набор элементов изображения. Обычно поля формируются так, чтобы они не перекрывали друг друга. Сокращение полосы частот обеспечивается тем, что на передачу каждого поля отводится такой же промежуток времени, какой обычная телевизионная система затрачивает на кадр. Если, например, кадр разбивается на 16 неперекрывающихся полей, то эквивалентная частота кадров уменьшится в 16 раз и коэффициент сжатия спектра составит 16:1. По сообщению Дейча [30], система с коэффициентом перемежения 16:1, действующая к тому же при малой частоте кадров и пониженном разрешении, способна вести передачу по каналу с полосой частот всего лишь 10 кГц.
Рис. 21.5.3 дает представление о рисунках перемежения для ряда систем с перемежением элементов. Для сравнения приведены также рисунки поля в телевизионных системах без перемежения, с перемежением строк и с вертикальным перемежением. Следует отметить, что перемежение элементов, как правило, не стоит сочетать с перемежением строк в связи с проблемами разрыва изображения и сползания строк, о которых говорилось выше.
Рис. 21.5.3. Способы перемежения при передаче изображений Для каждой из систем,
представленных на рис. 21.5.3, сокращение полосы частот относительно системы
без перемежения указано для фиксированной скорости развертки, измеряемой числом При перемежении элементов наблюдаются оптические иллюзии двух типов — наложение узора и скольжение элементов. Наложение узора проявляется в виде ложной текстуры изображения, зависящей от рисунка перемежения. Узор появляется в тех случаях, когда вместе с элементами очередного поля воспроизводятся повторно не все элементы других полей. Иллюзия сползания или скольжения объясняется стробоскопическими эффектами при последовательном воспроизведении полей; элементы изображения как бы бегут при этом по экрану. Продуманный рисунок полей и удачное их последовательное расположение могут свести проявление обоих эффектов к минимуму. С точки зрения практического удобства желательно, чтобы отдельные поля до некоторой степени повторяли друг друга по своей структуре, а последовательность полей также можно было периодически повторять в процессе передачи. Обычно при этих условиях еще большее внимание следует уделять эффектам наложения узора и скольжения элементов. Рассмотрим
в качестве примера кодирующую систему с перемежением элементов, где каждый
кадр разделяется на 16 неперекрывающихся полей. Рисунок перемежения
повторяется в каждом из блоков размером 16x16 элементов. На рис. 21.5.4 в пределах
одного блока показан ряд расположений элементов поля для системы с
коэффициентом перемежения 16:1. Первые два рисунка перемежения построены с
помощью таблицы случайных чисел при тех, однако, условиях, что поле включает
первый элемент каждого блока, и любой столбец и любая строка поля в пределах
блока содержат ровно один элемент. Далее приведена серия базовых рисунков
перемежения, формирование которых сводится к простым операциям счета импульсов
в процессе передачи. Счет строк и счет столбцов ведется следующим образом:
единичное приращение номера строки вызывают, например, в зависимости от
выбранного коэффициента пересчета каждый второй или каждый третий импульс,
поступивший в счетчик столбцов. Содержимое счетчика строк определяет
вертикальную координату элемента поля; при единичном увеличении этой координаты
содержимое счетчика столбцов поступает в регистр горизонтальной координаты
элемента. После достижения последней строки или последнего столбца блока в
результате переполнения соответствующего счетчика происходит его сброс, и счет
начинается заново. В том случае, когда очередной элемент поля оказывается в
столбце или в строке, где уже имеется другой элемент, содержимое счетчика
столбцов увеличивается дополнительно на единицу. Такие случаи отмечены на рис.
21.5.4 знаком
Рис. 21.5.4. Варианты рисунка поля в пределах блока размером 16х16 при перемежении элементов. Каждый базовый рисунок можно многими способами дополнить неперекрывающимися последующими полями. Наиболее простой подход состоит, однако, в том, чтобы получать дальнейшие поля в результате применения к базовому рисунку операций сдвига. С этой точки зрения любой узор на рис. 21.5.4 можно рассматривать как таблицу для формирования последовательных полей: данному номеру поля ставится в соответствие некоторый сдвиг по вертикали. Можно одновременно варьировать сдвиг по горизонтали, определяющий положение начального элемента базового рисунка. Для формирования последовательности полей счетчики строк и столбцов могут включать в общий счет также импульсы полей с тем или иным коэффициентом пересчета. Понятно, что малые значения коэффициентов пересчета дадут не самый лучший результат. Кроме того, для максимального подавления эффекта наложения узора следует избегать одинаковых коэффициентов пересчета при формировании базового рисунка и последовательности воспроизведения полей. Если инерция зрения, послесвечение люминофора или память какого-либо накопителя данных не обеспечивают в достаточной мере запоминания полей, то при наблюдении неподвижных сцен разрешающая способность снижается в том же отношении, какое принято в качестве коэффициента перемежения. В малокадровых телевизионных системах введение устройства запоминания полей становится необходимостью, поскольку инерция зрения и послесвечение люминофора приемной трубки уже не могут помочь в повышении разрешения. При наличии в приемнике запоминающих устройств все принятые ранее поля, не обновленные к данному моменту вновь поступающими полями, могут многократно извлекаться из памяти и воспроизводиться на дисплее с достаточно высокой частотой. Таким образом, располагая памятью, вмещающей полный комплект полей, можно полностью сохранить разрешение при воспроизведении неподвижных сцен. Однако такая память приводит к нежелательному размазыванию движущихся объектов. Этот эффект проявляется тем сильнее, чем больше полей содержится в запоминающем устройстве и, следовательно, чем выше разрешение для неподвижных сцен. Подбирая число запоминаемых полей, можно установить некоторый компромисс в отношении качества воспроизведения подвижных и неподвижных участков сцены. Другие компромиссные решения приходится принимать в связи с тем, что при увеличении объема памяти сильнее проявляется эффект наложения узора, в то время как эффект скольжения элементов ослабляется. Наконец, еще одну проблему при выборе параметров системы составляет снижение заметности хаотического фона, возникающего в том случае, когда при каждом акте воспроизведения полей на дисплее обновляются за счет памяти не все элементы изображения. Если на месте таких элементов воспроизводится уровень белого или уровень черного, то это воспринимается как дополнительная помеха на изображении. Подводя итог, следует заключить, что метод перемежения элементов может служить достаточно простым средством сокращения частот в тех практических случаях, когда подвижность передаваемых сцен относительно невелика и при воспроизведении движущихся объектов допускается определенная степень пространственного размазывания.
|
1 |
Оглавление
|