Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
20.2. МОДЕЛИ СИСТЕМ ПОНИМАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙДля систем понимания изображений предложено множество разнообразных моделей. Исследование этих моделей показывает, что в их состав входит одинаковый набор блоков: блоки выделения признаков, символического представления и семантической интерпретации. В основном модели отличаются организацией этих блоков, характером управления ими, а также уровнем искусственного интеллекта и используемыми знаниями.
На рис. 20.2.1 представлена блок-схема иерархической модели системы понимания изображений, в которой используется «восходящая» процедура обработки. На первом этапе из наблюдаемого изображения выделяются простейшие признаки, такие, как яркость элементов изображения, координаты контурных точек, параметры текстуры и т. д. Для уменьшения шума и влияния взаимных помех или для усиления признаков, которые в дальнейшем требуется выделить, в этот этап можно также включить поэлементную и пространственную обработку. Затем этот набор признаков поступает в блок символического представления, который формирует символы из признаков. Например, контурные точки группируются в отрезки линий или замкнутые кривые. Элементы с одинаковой яркостью или текстурой объединяются в области, однородные по этим свойствам. Множество символов затем обрабатывается блоком семантической интерпретации, в результате чего получается некоторое желаемое описание сцены. Ясно, что характер описания сцены зависит от конкретной задачи. В некоторых случаях желательно, чтобы описание было просто указанием на наличие или отсутствие в сцене отыскиваемого объекта или же, возможно, на движение этого объекта вверх, вниз, направо или налево. В другом предельном случае для целей интерпретацией фотографий это описание могло бы представлять собой подробное сообщение о содержании сцены. В блоке семантической интерпретации выявляются и размечаются структуры, представленные символами на входе блока. Для этого используются априорные знания о сцене или о классе рассматриваемых сцен. Эти значения вводятся в зрительные модели изображений, которые следует обработать. Знания о сцене могут варьироваться от очень простого и сразу приходящего в голову описания объектов, согласно которому, например, отыскиваемый объект должен быть ярче фона, до весьма сложных описаний сцены, которые включают сетевую структуру отношений, отображающих ограничения на взаимные связи между частями сцены. Блок семантической интерпретации должен исследовать все символы из множества символов изображения для определения их взаимных пространственных отношений и затем сопоставить выявленные отношения со зрительной моделью. Например, большие голубые области, обнаруженные в верхней части сцены, которые примыкают к большим зеленоватым областям, расположенным внизу сцены, должны быть интерпретированы соответственно как небо и трава. По завершении интерпретации различные части этой сцены размечаются, в результате чего образуется описание изображения.
20.2.1. Блок-схема иерархической модели системы понимания изображений при восходящей обработке. Термин «восходящий», примененный к модели понимания изображений (рис. 20.2.1), показывает направление прохождения данных и сигналов управления. На каждом этапе независимо решается своя задача обработки или управления, и результат передается на следующий этап. Успех этого подхода обусловливается сокращением «размерности» задачи от этапа к этапу. Набор признаков должен быть меньше числа элементов входного изображения, а набор символов — меньше набора признаков. Это последовательное сокращение числа обрабатываемых параметров обязательно, так как относительная сложность обработки обычно возрастает на каждом последующем этапе. Иерархические системы, работающие по восходящему принципу, можно успешно развить для применения в ограниченных областях, в которых задача получения описания относительно проста и допустимый диапазон изменения входных изображений узок. Как только нарушается любое из этих двух условий, сразу же возникают трудности. Другой большой класс систем понимания изображений основан на «нисходящей» иерархической модели, блок-схема которой изображена на рис. 20.2.2. В этой модели структурный анализ, выполняемый на этапе интерпретации, проводится под управлением обучающих или тестовых описаний сцены. Согласованный фильтр, описанный в гл. 19, является наиболее распространенным примером системы нисходящей обработки. При согласованной фильтрации (сопоставления с эталоном) выполняется поиск в сцене конкретного объекта или конкретной структуры. Результатом поиска является указание на наличие или отсутствие этого объекта или некоторая вероятность его присутствия. Описания сцены получаются путем последовательного поиска объектов в сцене, основанного на ранее достигнутых успехах или неудачах, и последующей интерпретации отношений между обнаруженными объектами. В примере согласованной фильтрации интерпретация обычно выполняется на уровне элементов изображения путем взаимной корреляции эталона объекта с наблюдаемым изображением. Интерпретация может выполняться на более высоком уровне путем корреляции признаков или символов, а не элементов изображения. Интерпретация на более высоком уровне потенциально имеет преимущества вследствие меньшей «размерности» задачи.
Рис. 20.2.2. Блок-схема иерархической модели системы понимания изображений при нисходящей обработке. Иерархические системы понимания изображений, как правило, не обладают адаптивностью. Они обычно рассчитаны на решение специальных задач по анализу изображений ограниченного типа. Приспособление к другим задачам и другим типам изображений часто требует больших переделок систем. Другой недостаток иерархического подхода состоит в необходимости осуществления большого числа разнообразных обработок. Кроме того, многие из них выполняются напрасно, так как генерируются признаки и символы, которые не требуются для анализа данной сцены. Чтобы обойти эти трудности, в систему вводят центральное управляющее устройство, которое следит за работой всех элементов системы и выдает команды различным блокам вид изменить свою работу с тем, чтобы оптимизировать работу все; системы и повысить ее эффективность. Минский и Пейперт [5 стр. 10] предложили другой гетерархический принцип организации систем понимания изображений, при котором эта система является целенаправленной, обладает зрительными знаниями и осуществляет распределенное управление. На рис. 20.2.3 приведена блок-схема такой системы, в которой с помощью распределенных обратных связей достигается гетерархическая организация работы. Если в данной модели на этапе семантической интерпретации возникают трудности при работе с набором входных символов, то по цепи обратной связи может быть передан сигнал в блок символического представления, чтобы видоизменить набор символов. Это воздействие в свою очередь может вызвать передачу команды по цепи обратной связи из блока символического управления в блок выделения признаков, которая требует изменения набора признаков. При необходимости возможна также непосредственная передача сигналов обратной связи из блока семантической интерпретации в блок выделения признаков. Кроме гибкости такая организация модели обеспечивает значительные дополнительные выгоды, позволяя использовать набор признаков и набор символов минимального размера, так как эти наборы могут быть перестроены по команде.
Рис. 20.2.3. Блок-схема гетерархической модели системы понимания изображений. Редди и Ньюэлл [6] предложили другую модель системы понимания изображений, которая была названа моделью школьной доски. В этой модели, представленной в упрощенном виде на рис. 20.2.4, различные элементы системы сообщаются с общей памятью, т. е. школьной доской. Когда какой-нибудь элемент выполняет задачу, получающиеся результаты поступают в память, которая независимо доступна для всех других элементов. Отдельные элементы могут либо управляться центральным устройством, либо обладать достаточным уровнем «интеллекта» и самостоятельно давать результаты, необходимые для выполнения общей задачи. Наконец, следует отметить теорию «кадров» (frames), предложенную Минским [5, стр. 211, 7]. Минский выдвинул предположение, что, когда человек воспринимает обозреваемую им сцену, она соотносится с некоторым эталоном, который имеется в памяти человека.
Рис. 20.2.4. Модель типа «школьная доска». Эти кадры являются в сущности моментальными снимками ранее виденных сцен. Человек легко может представить себе знакомые лица, места, события, например комнату, где он живет. В системе понимания изображений кадр — это некоторая структура, состоящая из сети узлов и отношений. Более высокие уровни этой сети фиксированы, так как служат «адресом», по которому кадр извлекается из памяти. Более низкие уровни сети содержат «пустоты», которые заполняются во время обзора сцены при условии, что справедливы определенные предположения. В примере с жилой комнатой можно ожидать, что диван будет расположен вдоль правой стены. Если это так, то воспринимаемые детали дивана помещаются в «пустоты» кадра. Если же диван оказался передвинутым к левой стороне комнаты, т. е. встретилась неожиданная ситуация, то имеющая отношение к положению дивана часть кадра, названная подкадром, должна быть изменена. Теория Минского в настоящее время не достигла уровня, необходимого для построения модели, однако она является, по-видимому, хорошей основой для будущего развития таких моделей. Обсуждение представленных в этом разделе моделей явно поверхностно. Существующие в настоящее время модели имеют до некоторой степени более совершенную структуру, чем могло показаться из приведенного изложения, но большинство моделей систем понимания изображений остается не законченными. В следующих разделах описаны конкретные подходы к разработке систем понимания изображений.
|
1 |
Оглавление
|