Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 137. Реактивные двигателиУскоренное движение газового потока в трубопроводе переменного сечения и при вытекании газа из сопла вызывается уменьшением давления в газовой струе. Приобретая ускорение, газовый поток оказывает противодействие, порождающее реактивную силу, приложенную к трубопроводу и соплу, направленную в сторону, противоположную ускорению газового потока и равную ежесекундному приросту количества движения вытекающего газа; когда давление в вытекающей струе на выходе из сопла превышает противодавление среды, реакция газовой струи дополняется импульсом этих неуравновешенных сил давления. Обозначим ежесекундный весовой расход газа через Если среднее давление в выходном сечении равно
Чтобы реализовать вытекание газа со сверхзвуковой скоростью, применяют расширяющиеся сопла; при работе сопла в расчетных условиях давление на выходе в струе равно противодавлению среды, Реакция газовой струи используется в реактивных двигателях. Реактивные двигатели подразделяются на две группы: на воздушно-реактивные двигатели (ВРД) и на ракеты. На борту летательного аппарата с воздушно-реактивным двигателем содержится только энергоноситель, а окислителем и рабочим веществом, истечение которого создает тягу, служит атмосферный воздух. Ракетный двигатель содержит и энергоноситель и рабочее вещество, поэтому его работа не зависит от окружающей среды. Воздушно-реактивные двигатели захватывают атмосферный воздух, сжимают и нагревают его и с увеличенной скоростью отбрасывают через выходное сопло. За счет прироста количества движения потока и неуравновешенных сил давления в выходном сечении возникает реактивная тяга. Экономичность реактивного двигателя определяется удельной тягой
В настоящее время распространены два вида ВРД: турбореактивные и прямоточные. Турбореактивные двигатели (ТРД, рис. 287) состоят из воздухозаборника; ротационного компрессора, вращаемого газовой турбиной; камер сгорания и реактивного сопла. Давление воздуха, сжимаемого компрессором, увеличивается в 4—10 раз.
Рис. 287. Схема турбореактивного двигателя. Сжатый воздух поступает в камеры сгорания, куда также впрыскивается энергоноситель. В этой камере теплосодержание и температура продуктов сгорания увеличиваются в два-три раза. Продукты сгорания проходят через газовую турбину, имеющую одну, две или три ступени, и приводят во вращение ее колесо, расположенное на одном валу с ротором компрессора. Теплосодержание газа перед турбиной больше, чем за компрессором; поэтому (при равенстве работы, затраченной газом на вращение турбокомпрессора, работе, расходуемой компрессором на сжатие воздуха) понижение давления в турбине меньше повышения давления в компрессоре и скорость истечения из сопла больше скорости набегания: возникает реактивная тяга, равная приросту импульса захватываемого воздуха. С увеличением подогрева теплоперепад на турбине возрастает, скорость вращения турбокомпрессора увеличивается, и реактивная тяга растет. Температура газов перед турбиной ограничена термостойкостью лопаток. Для увеличения тяги на сверхзвуковых ТРД за турбиной устанавливают «форсажные камеры», в которых дожигают дополнительное количество горючего, так чтобы температура достигала максимально возможной величины. Тяга возрастает при этом в тем большей мере, чем больше скорость полета. Применение ТРД становится целесообразным при скорости полета не менее 800 км/час. Турбины газотурбинных двигателей, на которых используется весь перепад давлений, развивают большую мощность, чем требуется для вращения компрессора. Избыток мощности может служить для привода воздушного винта: так устроены турбовинтовые двигатели (ТВД), пригодные при скоростях полета в 600-800 км/час. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД) состоят из воздухозаборника, в котором давление повышается за счет скоростного напора набегающего потока, камер сгорания и выходного сопла (рис. 288).
Рис. 288. Схема дозвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. При нагревании воздуха его удельный объем возрастает, скорость движения увеличивается и возникает реактивная тяга. Понятно, что в неподвижном воздухе ПВРД не может развивать тяги, так как у него отсутствуют приспособления для засасывания воздуха; самолеты или снаряды, оснащенные ПВРД, нуждаются в принудительном запуске, например при помощи стартовых ракет. Прямоточные ВРД - единственные двигатели, пригодные для наиболее скоростных самолетов ( Ракетные двигатели подразделяются на пороховые ракетные двигатели (ПРД) и на жидкостные ракетные двигатели ОКРД). Рабочее вещество, находящееся на борту ракеты, неподвижно относительно двигателя
Здесь Удельная тяга ракетных двигателей согласно (21) и (22) равна
где
В эту формулу входит среднее ускорение силы тяжести
Пороховые ракеты (ПРД) состоят из камеры сгорания с пороховым составом, выходного сопла и запального устройства. Жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) состоят из камеры сгорания с форсунками и запальными приспособлениями, сопла, турбонасосов и баков с горючим и окислителями (рис. 289).
Рис. 289. Схема жидкостного ракетного двигателя. Ракета — единственный двигатель, способный действовать в безвоздушном пространстве и пригодный для космических полетов. Если скорость горизонтального полета ракеты на высоте
При Период обращения искусственного спутника Земли тем больше, чем больше высота:
При Орбитой искусственного спутника обычно бывает не круг, а эллипс, один из фокусов которого лежит в центре Земли. Наиболее удаленная точка эллиптической орбиты спутника — афелий — находится далеко за пределами атмосферы, а наиболее близкая точка — перигей — может отстоять менее чем на 100 км от земной поверхности. При движении вблизи перигея спутник испытывает заметное торможение: его полная энергия, высота орбиты и период обращения убывают, хотя окружная скорость увеличивается, так как убыль потенциальной энергии больше прироста кинетической. Чтобы ракета достигла орбиты Луны, она должна развить начальную скорость, не меньшую чем 12 сентября 1959 г. советская космическая ракета достигла поверхности Луны и доставила на нее вымпел СССР. 4 октября того же года автоматическая межпланетная станция сфотографировала обратную сторону Луны. Для полетов к другим планетам начальная скорость космической ракеты должна превышать
|
1 |
Оглавление
|