Главная > Курс физики. Том I. Механика, акустика, молекулярная физика, термодинамика
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

§ 70. Звук как психофизиологическое явление. Механизм звукового восприятия

Обратимся к субъективному восприятию звука. Здесь прежде всего необходимо отметить, что не каждый доходящий до уха колебательный процесс может вызвать ощущение звука: для этого необходимо, чтобы частота процесса и сила звука не выходили за

некоторые (правда, довольно широкие) пределы. Нижней границей частоты является частота около 20 колебаний в 1 сек. (20 гц), верхняя граница лежит между 16 000 и 20 000 гц. Положение этих границ не для всех людей одинаково и подвержено индивидуальным колебаниям, в отдельных случаях довольно значительным. Частоту, лежащую внутри указанных границ, принято называть звуковой частотой. Подобные же границы существуют и для силы воспринимаемых ухом звуков. Для того чтобы волна звуковой частоты создала ощущение звука, необходимо, чтобы сила звука превышала некоторую минимальную величину, называемую порогом слышимости. Звук, сила которого лежит ниже порога слышимости, ухом не воспринимается. Он слишком слаб для этого. С другой стороны, звуки очень большой силы (порядка сотен тысяч также не воспринимаются как звук, вызывая лишь ощущение боли и давления в ухе. Максимальная величина силы звука, при превышении которой уже возникает боль, называется порогом болевого ощущения.

Рис. 171. Область слышимости.

Значения обоих порогов — слышимости и боли — различны в различных областях частот. Ухо наиболее чувствительно в области средних частот (1000—3000 гц): порог слышимости здесь сек. При такой силе звука амплитуда колебаний частиц воздуха имеет порядок всего см, т. е. в сотни раз меньше диаметра молекул. В области низких и высоких частот порог слышимости лежит гораздо выше, ухо гораздо менее чувствительно к низким и высоким звукам. Порог болевого ощущения лежит наиболее высоко в области средних частот, несколько понижаясь как в сторону более низких, так и в сторону более высоких частот.

На рис. 171 представлены кривые, показывающие зависимость обоих порогов от частоты. Верхняя кривая относится к болевому порогу, нижняя — к порогу слышимости. Очевидно, что область, лежащая между обеими кривыми, определяет диапазон частот и сил всех воспринимаемых ухом звуков, поэтому эту область называют областью слышимости.

Ухо представляет собой звукоприемный аппарат, работающий в чрезвычайно широком диапазоне частот и амплитуд. Большая широта области слышимости (не надо забывать, что на рис. 171 оси координат построены для экономии места в логарифмическом масштабе) связана с довольно сложным устройством слухового аппарата. Мы ограничимся здесь описанием весьма упрощенной схемы (рис. 172).

Звуковая волна, доходя до ушной раковины, попадает в наружный слуховой проход в конце которого находится барабанная перепонка 8. Под действием периодически меняющегося давления в звуковой волне барабанная перепонка колеблется, совершая вынужденные колебания с частотой воспринимаемого звука. Колебания барабанной перепонки через посредство действующей как рычаг системы сочлененных косточек 2— молоточка, наковальни и стремечка — передаются так называемому овальному окну 3, закрывающему внутреннюю полость ушного лабиринта. Ушной лабиринт в той его части, где лежат чувствительные к механическому раздражению окончания слухового нерва, заполнен почти несжимаемой жидкостью — эндолимфощ эндолимфа передает колебания овального окна круглому окну 5, причем в своем движении она заставляет колебаться определенные части так называемой основной мембраны 6. Основная мембрана является главнейшей и наиболее интересной частью органа слуха; она представляет собой ряд волокон различной длины (общим числом несколько тысяч), настроенных каждое на некоторый определенный тон. Нечто похожее представляет собой система натянутых струн рояля: каждая струна имеет свою собственную частоту, и если в доходящей до струн звуковой волне содержатся колебания с этой именно частотой, то соответствующая струна начинает колебаться (явление резонанса). Точно так же и движения эндолимфы обусловливают колебания тех волокон основной мембраны, которые настроены на частоты, содержащиеся в воспринимаемой звуковой волне. При этом нервные окончания (так называемые волосатые клетки) прикасаются к параллельно идущей текториальной мембране 7, чем и вызывается специфическое нервное раздражение.

Рис. 172. Схема слухового аппарата.

Изложенная здесь картина механизма слухового восприятия была разработана в прошлом столетии Гельмгольцем (резонансная теория слуха). Теория Гельмгольца встретила целый ряд возражений, для устранения которых неоднократно предлагались другие теории слуха. Однако, несмотря на некоторые немаловажные трудности, до последнего времени считали, что резонансная теория в ее современной форме лучше всех других согласуется с данными, добытыми анатомией и физиологией органа слуха.

В связи с описанным выше механизмом слухового восприятия становится понятным то обстоятельство, что ухо способно к различению отдельных компонентов сложного звука (например, аккорда). Орган зрения — глаз — при восприятии одновременных колебаний с различными частотами (например, сложного цвета) в противоположность уху не обладает свойствами спектрального аппарата; он не разлагает сложного колебания на простые составляющие. Напротив, орган слуха анализирует колебательный процесс, развертывая его в спектр простых гармонических колебаний; таким образом с физической точки зрения ухо является как бы набором резонаторов, обладающих ясно выраженным свойством избирательности.

Следует заметить, что относительно природы этих резонаторов могут быть высказаны предположения, глубоко отличающиеся от теории Гельмгольца. В 1948 г. Я. И. Френкелем была предложена новая, релаксационная, теория слуха. Френкель писал:

«Физикам уже давно известно, что наряду с явлением резонанса, обусловленного совпадением частоты возбуждающих колебаний («внешней силы») с частотой собственных (или свободных) колебаний воспринимающей их системы, существует до некоторой степени аналогичное явление в том случае, когда

соответствующая система вовсе не обладает упругостью, т. е. когда ее собственная частота колебаний равна нулю, но когда она испытывает при своем движении силу трения, прямо пропорциональную скорости Эту силу трения можно характеризовать некоторым временем релаксации , т. е. временем, необходимым для возвращения системы в нормальное (неподвижное) состояние при устранении возмущающих внешних сил». Для подобных дистем (не обладающих упругостью и характеризующихся трением, которое пропорционально скорости) поглощение энергии колебательного движения, подводимой извне, оказывается максимальным, когда угловая частота вынужденных колебаний совпадает с обратным значением времени релаксации что как бы соответствует явлению резонанса.

Я. И. Френкель считает, что «все биологические системы (в том числе различные ткани, в частности нервная и мышечная) принадлежат к категории таких, которые если и не вовсе лишены способности к свободным колебаниям упругого характера, то во всяком случае обладают ею в минимальной степени (соответствующей весьма малым значениям частоты собственных колебаний по сравнению с частотой колебаний внешних сил). Так, например, у обыкновенной резины при комнатных температурах время релаксации имеет порядок сек., тогда как период свободных колебаний небольшого куска резины не превышает 1/50 сек. Применяя этот принцип к слуховому аппарату человека и других высших животных, мы можем высказать гипотезу, что окончания слухового нерва, разветвляющиеся в улитке наподобие гребешка, характеризуются не различными значениями частоты собственных колебаний (все эти частоты можно в действительности считать равными нулю), а различными значениями времени релаксации. Различные значения, вероятно, находятся в простой связи с длиной нервных волоконец а именно: чем длиннее волокно, тем больше время релаксации, характеризующее его поведение при погружении в вязкую жидкость, которой наполнено внутреннее ухо».

Интенсивности звука соответствует ощущение громкости звука. Понятно, что интенсивность звука и громкость являются понятиями неравнозначными. Интенсивность звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается ли он слушателем или нет; громкость же является чисто субъективным качеством; поэтому, строго говоря, количественный масштаб к ней неприложим. Однако, если мы расположим громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и будем руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при непрерывном увеличении силы звука), то найдем, что громкость возрастает значительно медленнее силы звука. Согласно известному психофизическому закону Вебера — Фехнера ухо, как и все органы чувств, оценивает интенсивность внешнего раздражения в логарифмическом масштабе: прирост силы ощущения пропорционален логарифму отношения энергий двух сравниваемых раздражений.

При выборе шкалы громкостей этот логарифмический закон должен быть принят во внимание. Условимся считать, что на пороге слышимости громкость равна нулю; согласно закону Вебера — Фехнера громкость некоторого звука будет пропорциональна логарифму отношения его силы I к силе того же самого звука на пороге слышимости

В этом равенстве выражает собой некоторую отвлеченную величину, характеризующую громкость звука, сила которого равна есть коэффициент пропорциональности. Величину обычно называют уровнем звука.

Выбор коэффициента пропорциональности вообще говоря, совершенно произволен. Если положить его равным единице, то уровень звука выразится в единицах, получивших название белов:

Практически оказалось более удобным пользоваться единицами, в 10 раз меньшими; эти единицы получили название децибелов. Коэффициент в формуле (12) при этом, очевидно, равняется 10:

Чтобы получить более конкретное представление о децибеле, следует заметить, что минимальный прирост громкости, воспринимаемый человеческим ухом, примерно равен 1 децибелу. Нижеприведенная табличка дает возможность ориентироваться в значениях уровня громкости различных звуков.

Уровни различных звуков

(см. скан)

Исследования С. Н. Ржевкина и др. показали, что закон Вебера — Фехнера неудовлетворительно передает нарастание громкости в зависимости от интенсивности звука. Вблизи порога слышимости этот закон вообще теряет силу, поэтому уровень громкости очень слабых звуков не дает количественного представления об их субъективной громкости.

По неодинаковой громкости при восприятии звука (большой частоты) правым и левым ухом в слуховом центре мозга создается представление о направлении прихода звуковых волн (это — так называемый бинауральный эффект). В случае звуков низкой частоты

бинауральный эффект обусловлен ощущением разности фаз звуков, слышимых правым и левым ухом. Если к одному уху звук приходит на сек. раньше или позже, чем к другому уху, это уже делается заметным и оценивается нами как отклонение источника звука примерно на 3° от прямой «прямо перед» наблюдателем.

1
Оглавление
email@scask.ru