Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике Любая существующая общая модель вычислений – эффективно классическая. Это означает, что полное описание ее состояния в каждый момент эквивалентно определению множества чисел, все эти числа в принципе измеримы. Однако, квантовая теория утверждает, что систем с таким свойством не существует. Тот факт, что классическая физика и классическая универсальная машина Тьюринга не обеспечивают принципа Чёрча-Тьюринга в строгой физической форме (1.2) – одна из мотиваций поиска истинно квантовой модели. Более настоятельная мотивация, конечно, то, что классическая физика ложна. Бенёв (1982) построил модель вычисления в рамках квантовой кинематики и динамики, но все еще эффективно классическую в вышеупомянутом смысле. Она построена так, что в конце каждого элементарного шага вычислений ни одно из характерных квантовых свойств интерференция, неразличимость, неопределенность – не обнаруживается. Ее вычисление может быть полностью моделировано машиной Тьюринга. Фейнман (1982) подошел еще на один шаг к настоящему квантовому компьютеру с его «универсальным квантовым имитатором» (universal quantum simulator). Он состоит из решетки спиновых систем с взаимодействиями ближайших соседей. Хотя квантовый имитатор может с уверенностью моделировать любую систему с конечным пространством состояний (я не понимаю, почему Фейнман сомневается, что он может моделировать систему фермионов), он не является вычислительной машиной в смысле этой статьи. «Программирование» имитатора Альберт (Albert) (1983) описал квантово-механический измерительный «автомат» и заметил, что его свойство измерять самого себя не имеет аналогов среди классических автоматов. Автоматы Альберта, хотя и не являются вычислительными машинами общего назначения, суть настоящие квантовые компьютеры, члены некоторого общего класса, который я буду изучать в этом разделе. Здесь будет представлена общая, полностью квантовая модель вычислений. Затем я опишу универсальный квантовый компьютер $\mathcal{Q}$, который может полностью моделировать любую конечную реализуемую систему. Он может моделировать идеальные замкнутые (при нулевой температуре) системы, включая все другие примеры квантовых компьютеров и квантовых имитаторов с произвольно высокой, но не полной точностью. Для вычисления определенных функций из $\mathbb{Z}$ в $\mathbb{Z}$ он генерирует в точности классические рекурсивные функции $C(\mathcal{T})$ (проявление принципа эквивалентности). В отличие от $\mathcal{T}$ он может моделировать любое конечное классическое свойство дискретного случайного процесса. Более того, как мы увидим в $§ 3$, у него есть много замечательных возможностей, которые не имеют классических аналогов. Как и машина Тьюринга, модель квантового компьютера $\mathcal{Q}$ содержит две части: конечный процессор и бесконечную память, из которой в каждый момент используется только конечная часть. Вычисление заключается в выполнении шагов фиксированной длительности $T$, и на протяжении каждого шага взаимодействуют только процессор и конечная часть памяти, остальная память остается статичной. где $\mathbb{Z}_{M}$ – множество целых чисел от 0 до $M-1$. Память состоит из наблюдаемых с двумя состояниями. Это соответствует бесконечно длинной «ленте» памяти в машине Тьюринга. Я буду обозначать $\left\{\widehat{n}_{i}\right\}$ в целом как $\widehat{\boldsymbol{n}}$, а $\left\{\widehat{m}_{i}\right\}$ – как $\widehat{\boldsymbol{m}}$. Положению ленты машины Тьюринга соответствует наблюдаемая $\widehat{x}$, спектр которой образует все множество $\mathbb{Z}$. Наблюдаемая $\widehat{x}$ «адресует» номер места ленты, сканируемого в настоящий момент. Поскольку «лента» – бесконечно длинная, но находится в движении на протяжении вычислений, она не должна быть жесткой или ее нельзя заставить двигаться «конечным способом». Механизм, который движет ленту в соответствии с сигналами, передаваемыми с конечной скоростью только между смежными сегментами, должен удовлетворять требованию «конечности средств» и должен быть способен выполнить то, что описано далее. Удовлетворившись тем, что такой механизм возможен, мы не нуждаемся в том, чтобы моделировать его явно. Таким образом, состояние $\mathcal{Q}$ – единичный вектор в пространстве $\mathscr{H}$, натянутом на общие собственные вектора величин $\widehat{x}, \widehat{\boldsymbol{n}}, \widehat{\boldsymbol{m}}$, помеченные соответствующими собственными значениями $x, \boldsymbol{n}, \boldsymbol{m}$. Я называю (2.3) «состояниями вычислительного базиса». Удобно считать, что спектр наших наблюдаемых величин с двумя состояниями $-\mathbb{Z}_{2}$, т. е. множество $\{0,1\}$, а не $\left\{-\frac{1}{2},+\frac{1}{2}\right\}$, как это обычно считается в физике. Наблюдаемая величина со спектром $\{0,1\}$ имеет естественную интерпретацию как однобитовый элемент памяти. Динамика $\mathcal{Q}$ определяется в общем унитарным оператором $\mathrm{U}$ на $\mathscr{H}$. Оператор U описывает эволюцию любого состояния $|\Psi(t)\rangle \in \mathscr{H}$ (в картине Шредингера во время $t$ ) на протяжении одного шага вычисления, Нам не нужно определять состояние в моменты времени, отличные от неотрицательных целых кратных $T$. Вычисление начинается в $t=0$. В этот момент времени $\widehat{x}$ и $\widehat{n}$ готовятся с нулевым значением, состояние конечного числа элементов $\widehat{\boldsymbol{m}}$ готовится как «программа» и «вход» в смысле $\S 1$, а оставшиеся элементы устанавливаются в нулевые состояния. Таким образом, где только конечное число $\lambda_{m}$ – ненулевые и $\lambda_{m}$ становятся нулевыми, как только бесконечное число $\boldsymbol{m}$ становится ненулевым. Чтобы удовлетворить тому требованию, что $\mathcal{Q}$ действует «конечным образом», элементы матрицы U берутся в форме: Бесконечное произведение в правой части обеспечивает то, что только один, $x$-й, бит памяти участвует в вычислении. Члены $\delta_{x^{\prime}}^{x \pm 1}$ обеспечивают то, что на протяжении каждого шага позиция ленты $x$ не может измениться более чем на единицу вперед или назад, или в обе стороны. Функции $\mathrm{U}^{ \pm}\left(\boldsymbol{n}^{\prime} m^{\prime} \mid \boldsymbol{n} m\right)$, которые представляют динамическое движение, зависящее только от «локальных» наблюдаемых величин $\widehat{\boldsymbol{n}}$ и $\widehat{m}_{x}$, произвольны за исключением требований (2.5), что $\mathrm{U}$ – унитарный оператор. Каждый выбор определяет новый квантовый компьютер $\mathcal{Q}\left[\mathrm{U}^{+}, \mathrm{U}^{-}\right]$. Говорят, что машина Тьюринга «останавливается», сообщая о конце вычисления, когда два последовательных состояния идентичны. «Правильной» называется программа, вызывающая остановку машины после конечного числа шагов. Тем не менее, (2.4) показывает, что два последовательных состояния квантового компьютера $\mathcal{Q}$ никогда не могут совпасть после нетривиального вычисления. (Это верно для любого обратимого компьютера.) Более того, $\mathcal{Q}$ не должен наблюдаться до того, как вычисление закончится, поскольку это в общем случае изменило бы его соответствующее состояние. Поэтому требуется, чтобы квантовые компьютеры активно сигнализировали о том, что они останавливаются. Для этой цели должен быть выбран один из внутренних битов процессора, например $\widehat{n}_{0}$. Каждая правильная $\mathcal{Q}$-программа устанавливает $n_{0}$ в 1 , когда она останавливается, и не взаимодействует с $\widehat{n}_{0}$ в других случаях. Тогда наблюдаемая $\widehat{n}_{0}$ может периодически наблюдаться извне без влияния на действие $\mathcal{Q}$. Аналог классического условия о правильности программы может заключаться в том, что математическое ожидание значения $\widehat{n}_{0}$ должно перейти в единицу за конечное время. Тем не менее, физически разумно разрешить более широкий класс $\mathcal{Q}$-программ. $\mathcal{Q}$-программа правильна, если математическое ожидание ее времени работы конечно. По причине унитарности динамика $\mathcal{Q}$, как динамика любой квантовой системы, необходимо обратима. С другой стороны, машины Тьюринга совершают необратимые изменения в процессе вычислений и до недавнего времени действительно был широко распространен взгляд, согласно которому необратимость – существенная черта вычисления. Тем не менее, Беннетт (1973) доказал, что это не так, явно построив обратимую классическую модель вычислительной машины, эквивалентную (т.е. порождающую те же вычислимые функции) $\mathcal{T}$ (см. также Тоффоли (Toffoli), 1979). (Машины Бенёва эквивалентны машинам Беннетта, но используют квантовую динамику.) Квантовые компьютеры $\mathcal{Q}\left[\mathrm{U}^{+}, \mathrm{U}^{-}\right]$, эквивалентные любой обратимой машине Тьюринга, можно получить, приняв где $A, B, C-$ функции со значениями $\left(\mathbb{Z}_{2}\right)^{M}, \mathbb{Z}_{2}$ и $\{-1,1\}$, соответственно. Другими словами, машины Тьюринга – это те квантовые компьютеры, динамика которых обеспечивает то, что они остаются в основных вычислительных состояниях в конце каждого шага, если они стартуют в основном состоянии. Чтобы обеспечить унитарность, необходимо и достаточно, чтобы отображение было бы биективно. Поскольку составляющие функции $A, B, C$ в Описать универсальный квантовый компьютер $\mathcal{Q}$ непосредственно в терминах его составляющих преобразований $\mathrm{U}^{ \pm}$можно, но неоправданно утомительно. Свойства $\mathcal{Q}$ лучше определить с помощью перехода к описанию более высокого уровня, оставляя явное построение $\mathrm{U}^{ \pm}$ в качестве упражнения для читателя. Далее я несколько раз буду использовать свойство «универсальности» $\mathcal{T}$. Для любой рекурсивной функции $f$ существует программа $\pi(f)$ для $\mathcal{T}$ такая, что если за образом $\pi(f)$ следует образ любого целого $i$ на входе $\mathcal{T}$, то $\mathcal{T}$ останавливается на $\pi(f)$ и $i$ на выходе, за которыми следует образ $f(i)$, а все другие биты по-прежнему (или снова) установлены в нуль. Т.е. для некоторого положительного целого числа $n$ Здесь 0 означает последовательность нулей, а нулевые собственные значения $\widehat{m}_{i}(i<0)$ не показаны явно. $\mathcal{T}$ не теряет общности, если требуется, чтобы каждая программа распределяла память как бесконечную последовательность ячеек, в каждой из которых может содержать произвольное целое число. (Например, $a$-я ячейка могла бы состоять из битов, помеченных последовательными степенями $a$-го простого числа.) Для каждой рекурсивной функции $f$ и целых чисел $a$ и $b$ существует программа $\pi(f, a, b)$, которая вычисляет функцию $f$ на содержимом ячейки $a$ и помещает результат в ячейку $b$, оставляя ячейку $a$ без изменения. Если ячейка $b$ первоначально не содержала нуля, то обратимость требует, чтобы ее старое значение не забивалось, а комбинировалось некоторым обратимым способом со значением функции. Таким образом, опуская явное упоминание всех излишних подробностей, мы можем представить действия программы $\pi$ с помощью диаграммы: Для любой биективной рекурсивной функции $g$ существует программа $\Phi(g, a)$, единственное действие которой – заменить любое целое $i$ в ячейке $a$ на $g(i)$. Доказательство получить нетрудно, поскольку если некоторая ячейка начально содержит нуль, то Здесь $I$ – функция «полного измерения» (Дойч 1985) Универсальный компьютер $\mathcal{Q}$ имеет все только что описанные свойства $\mathcal{T}$, как указано в (2.10) и (2.14). Но $\mathcal{Q}$ допускает также и класс программ, которые преобразуют базисные состояния в их линейные суперпозиции. Все программы для $\mathcal{Q}$ могут быть выражены в терминах обычных тьюринговых операций и в точности восьми добавочных операций. Это – унитарные преобразования, ограниченные на простое двумерное гильбертово пространство $\mathscr{K}$, пространство состояний одного бита. Эти преобразования образуют семейство с четырьмя (вещественными) параметрами. Пусть $\alpha$ – любое иррациональное кратное $\pi$. Тогда четыре преобразования которые соответствуют «поворотам спина» на $90^{\circ}$. Каждой образующей $V_{i}$ соответствуют элементы вычислительного базиса, представляющие программы $\Phi\left(V_{i}, a\right)$, которые выполняют $V_{i}$ над наименьшим значащим битом $a$-ой ячейки. Так, если $j$ есть нуль или единица, эти базисные элементы действуют в соответствии с формулой Композиция $V_{i}$ может быть выполнена с помощью сцепления $\Phi\left(V_{i}, a\right)$. Таким образом, существуют программы, которые действуют на состояние любого одного бита унитарным преобразованием, сколь угодно близким к желаемому. Аналогичные заключения справедливы для совместного состояния конечного числа $L$ заданных битов. Это – не тривиальное наблюдение, поскольку такое состояние не обязательно есть прямое произведение состояний ограниченных на гильбертовы пространства отдельных битов, а, вообще говоря, линейная суперпозиция таких произведений. Тем не менее, я сейчас приведу набросок доказательства существования программы, которая порождает унитарное преобразование $L$ битов, сколь угодно близкое к любому желаемому унитарному преобразованию. Далее «точный» означает «сколь угодно точный относительно нормы внутреннего произведения». Случай $L=1$ тривиален. Докажем предположение для $L$ битов по индукции. Во-первых, заметим, что все $\left(2^{L}\right)$ ! возможных перестановок из $2^{L}$ состояний вычислительного базиса $L$ – обратимые рекурсивные функции и, значит, могут быть вызваны программами $\mathcal{T}$ и, следовательно, $\mathcal{Q}$. Далее мы покажем, что $\mathcal{Q}$ может порождать $2^{L}$-мерные унитарные преобразования, диагональные в вычислительном базисе, сколь угодно близко к любому диагональному преобразованию в этом базисе. Согласно индуктивному предположению, $(L-1)$-битовые диагональные преобразования точно $\mathcal{Q}$-вычислимы и, значит, порождаются определенными $2^{L}$-мерными диагональными унитарными матрицами, все собственные значения которых имеют четное вырождение. Перестановки базисных состояний позволяют $\mathcal{Q}$ точно вызвать любое диагональное унитарное преобразование с этим вырождением. Замыкание этого множества вырожденных преобразований относительно умножения – группа диагональных преобразований, плотная в группе всех $2^{L}$-мерных диагональных унитарных преобразований. Далее мы покажем, что для каждого $L$-битового состояния $|\Psi\rangle$ существует $\mathcal{Q}$-программа $\rho(|\Psi\rangle)$, которая точно переводит $|\Psi\rangle$ в базисное состояние $\left|0_{L}\right\rangle$, в котором все $L$ битов – нули. Запишем где $\left|\Psi_{0}\right\rangle$ и $\left|\Psi_{1}\right\rangle$ – состояния $L-1$ битов, с номерами от 2 до $L$. По индуктивному предположению существуют $\mathcal{Q}$-программы $\rho_{0}$ и $\rho_{i}$, которые точно переводят $\left|\Psi_{0}\right\rangle$ и $\left|\Psi_{1}\right\rangle$ соответственно в ( $L-1$ )-кратное произведение $\left|0_{L-1}\right\rangle$. Поэтому существует $\mathcal{Q}$-программа со следующим действием: если бит 1 – нуль, выполнить $\rho_{0}$, иначе – $\rho_{1}$. Она преобразует (2.18) точно к затем (2.19) может быть точно переведено в $\left|0_{L}\right\rangle$ преобразованием бита номер 1. Наконец, произвольное $2^{L}$-мерное преобразование $\mathrm{U}$ точно вызывается последовательным преобразованием каждого собственного вектора $|\Psi\rangle$ матрицы $\mathrm{U}$ точно в $\left|0_{L}\right\rangle$ (выполнением программы $\rho^{-1}(|\Psi\rangle)$ ), затем – выполнением диагонального унитарного преобразования, которое точно умножает $\left|0_{L}\right\rangle$ на собственное значение (фазовый множитель), соответствующие $|\Psi\rangle$, но имеет сколь угодно малое действие на любое другое состояние вычислительного базиса, и затем – выполнением $\rho(|\Psi\rangle)$. Это устанавливает смысл, в котором $\mathcal{Q}$ – универсальный квантовый компьютер. Он может моделировать с произвольной точностью любой другой квантовый компьютер $\mathcal{Q}\left[\mathrm{U}^{+}, \mathrm{U}^{-}\right]$. Это так, поскольку, хотя квантовый компьютер имеет бесконечномерное пространство состояний, чтобы промоделировать его эволюцию, на каждом шаге нужно только конечномерное унитарное преобразование.
|
1 |
Оглавление
|