Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
1. ЧИСЛА, АЛГЕБРАПервое знакомство с математикой мы получаем при изучении обычных чисел. Мы так рано обучаемся счету
(как делали древние вавилоняне);
равнозначно
и
Древние египтяне использовали иероглифы для обозначения степеней 10. Вертикальная палочка обозначала 1; дуга
а читалось оно, как
В древневавилонской клинописи (1800-1600 гг. до н. э.) числа от 1 до 10 имели следующий вид:
Числа 20, 30, 40 и 50 обозначались
а число 70. В вавилонской системе можно было выражать разные степени 60 с помощью одних и тех же символов, в то время как в древнеегипетской системе для обозначения различных степеней 10 следовало использовать разные символы. В индо-арабской системе (эта десятичная система, в которой использовалось позиционное обозначение, сохранилась до наших дней) появился нуль, устранивший те неопределенности, которые встречались в более ранних системах. (Нуль можно писать в середине числа, например 201, или после целых чисел, как в числах 10, 100, 1000, ..., для обозначения нужной степени 10; кроме того, посредством нуля можно обозначать такие конструкции, как, например, 15-15.) В этой системе используются 10 чисел: 0, 1, ..., 9. С помощью этих чисел и их положений можно построить любое число. Например, 932 обозначает Среди средств, использующихся для упрощения операций с большими числами, одним из наиболее полезных является показатель степени. Умножая, например, 100 на 1000, получаем
Тогда произведение
можно представить в виде
В общем случае
или
Легко проверить, что
или
Известно, что диаметр Вселенной примерно в
раз больше диаметра электрона; было бы гораздо удобнее, если бы это большое число можно было записать коротко. Обычно мы его записываем как 1040. В таком виде его проще писать и с ним легче обращаться, как, например, удобнее писать 27 вместо С помощью основного правила для показателей степени можно определить произвольную степень числа. Например,
Таким образом,
или
В общем случае
Многие свойства чисел мы знаем почти инстинктивно:
Эти свойства можно представить в более общем виде:
Мы можем рассматривать числа как составляющие специальной системы, обладающей такими свойствами, или, наоборот, считать, что эти свойства являются абстрактным выражением тех особенностей, которые присущи положительным целым числам, что фактически отражает историю выявления этих свойств. Получив правила, определяющие поведение целых чисел, мы обнаруживаем, что этим правилам подчиняются не только такие числа. Более того, оказывается чрезвычайно удобно присоединить эти новые объекты к целым числам, так как многие дозволенные операции с целыми числами не укладываются в рамки системы целых чисел. Так вводятся нуль, дроби и отрицательные числа (фиг. 390). Введение дробей делает возможными такие, например, операции, как деление единицы на 3; введение нуля — операции типа 2—2, а отрицательных чисел — такие, как 3—4.
Фиг. 390. Действительные числа. Алгебраические символы
справедливо в той же мере, что и равенство
или в общем виде:
(порядок перемножения сомножителей не влияет на результат). Однако если мы напишем Вероятно, единственным наиболее важным алгебраическим соотношением является равенство. Это соотношение удовлетворяет всем аксиомам Евклида, из которых следуют почти все алгебраические действия: если к равным величинам прибавляются равные, равенство не нарушается; величины, равные одной и той же третьей величине, равны между собой и т. д. Для Аристотеля аксиома означала «общепринятое» утверждение, или соглашение о том, что должен обозначать язык. Аксиомы, представленные в виде равенства, не являются ни самоочевидными, ни необходимыми. Они лишь обозначают точный смысл соотношения. Правильный ответ на вопрос «Почему равные величины, добавленные к равным, не нарушают равенства?» состоит не в том, что это самоочевидно, а в том, что это заложено в смысл символа
В общем случае это справедливо не всегда. Например, утверждение, что плюс дает Всевозможные операции, образующие то, что называется алгеброй, включают преобразования алгебраических выражений из одной формы в другую. Такие преобразования основаны на том, что определенные соотношения остаются справедливыми при определенных операциях. (Например, равенство двух выражений не нарушается, если оба эти выражения умножить на одно и то же число, скажем 7.) Цель таких преобразований состоит в том, чтобы привести выражения к стандартному или более понятному виду или чтобы получить соотношения, очевидные при одной форме записи и неочевидные при другой. Например, складывая две дроби
мы часто приводим их к общему знаменателю. Это можно сделать, умножая первую дробь на
а вторую на
В результате получим
Проанализируем в качестве упражнения алгебраические преобразования, использованные в гл. 29 (вторая часть книги). Пусть, как в гл. 29,
Сумму этих величин мы обозначаем через Т:
Конечно, можно оставить выражение для Т в таком виде, однако связь принимает стандартную форму (поэтому его проще сравнивать с другими выражениями), если его переписать следующим образом. Прежде всего,
а равенство не изменяется, если обе его части умножить на равные величины. Далее,
так как
Мы можем также написать, что
а так как
в результате получим
Поэтому
Оба выражения в правой части имеют одинаковый знаменатель (по терминологии, принятой в математике, это «общий знаменатель»), поэтому их можно просто сложить. Тогда
что является удобной формой выражения для Т. Если поделить числитель и знаменатель этого выражения на
|
1 |
Оглавление
|