Главная > Физика для всех. Введение в сущность и структуру физики. Том 1. Классическая физика
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

1. ЧИСЛА, АЛГЕБРА

Первое знакомство с математикой мы получаем при изучении обычных чисел. Мы так рано обучаемся счету что часто теряем представление об их структуре. Символ 3, помимо прочего, обозначает нечто общее, присущее всем наборам из трех предметов. Его можно записать и в виде III (как делали римляне), и в виде

(как делали древние вавилоняне);

равнозначно

и

Древние египтяне использовали иероглифы для обозначения степеней 10. Вертикальная палочка обозначала 1; дуга спираль — 100; лотос — 1000 и т. д. Числа в этих символах представлялись с помощью аддитивной системы: так, например, число две тысячи триста тридцать девять записывалось так:

а читалось оно, как

В древневавилонской клинописи (1800-1600 гг. до н. э.) числа от 1 до 10 имели следующий вид:

Числа 20, 30, 40 и 50 обозначались

а число -снова у. Отличить 1 от 60 можно было по положению символа у в числе. Так, обозначало или или

70. В вавилонской системе можно было выражать разные степени 60 с помощью одних и тех же символов, в то время как в древнеегипетской системе для обозначения различных степеней 10 следовало использовать разные символы.

В индо-арабской системе (эта десятичная система, в которой использовалось позиционное обозначение, сохранилась до наших дней) появился нуль, устранивший те неопределенности, которые встречались в более ранних системах. (Нуль можно писать в середине числа, например 201, или после целых чисел, как в числах 10, 100, 1000, ..., для обозначения нужной степени 10; кроме того, посредством нуля можно обозначать такие конструкции, как, например, 15-15.) В этой системе используются 10 чисел: 0, 1, ..., 9. С помощью этих чисел и их положений можно построить любое число. Например, 932 обозначает Таким образом удается, используя ограниченное количество символов, однозначно и удобно представить очень широкий набор чисел.

Среди средств, использующихся для упрощения операций с большими числами, одним из наиболее полезных является показатель степени. Умножая, например, 100 на 1000, получаем

произведение единицы с двумя нулями на единицу с тремя нулями равно единице с пятью нулями. Такое умножение можно упростить, если ввести понятие показателя:

Тогда произведение

можно представить в виде

В общем случае

или

Легко проверить, что

или

Известно, что диаметр Вселенной примерно в

раз больше диаметра электрона; было бы гораздо удобнее, если бы это большое число можно было записать коротко. Обычно мы его записываем как 1040. В таком виде его проще писать и с ним легче обращаться, как, например, удобнее писать 27 вместо .

С помощью основного правила для показателей степени можно определить произвольную степень числа. Например, есть число, для которого

Таким образом, равно кубическому корню из 100. Число есть такое число, для которого

или

В общем случае есть такое число, которое дает если его умножить само на себя раз:

Следовательно, можно назвать корнем степени из .

Многие свойства чисел мы знаем почти инстинктивно:

Эти свойства можно представить в более общем виде:

Мы можем рассматривать числа как составляющие специальной системы, обладающей такими свойствами, или, наоборот, считать, что эти свойства являются абстрактным выражением тех особенностей, которые присущи положительным целым числам, что фактически отражает историю выявления этих свойств.

Получив правила, определяющие поведение целых чисел, мы обнаруживаем, что этим правилам подчиняются не только такие числа.

Более того, оказывается чрезвычайно удобно присоединить эти новые объекты к целым числам, так как многие дозволенные операции с целыми числами не укладываются в рамки системы целых чисел. Так вводятся нуль, дроби и отрицательные числа (фиг. 390).

Введение дробей делает возможными такие, например, операции, как деление единицы на 3; введение нуля — операции типа 2—2, а отрицательных чисел — такие, как 3—4.

Фиг. 390. Действительные числа.

Алгебраические символы ввиду того, что они не являются определенными числами, используются для записи утверждений, справедливых для всех чисел, а не для каких-то определенных. Например, равенство

справедливо в той же мере, что и равенство

или в общем виде:

(порядок перемножения сомножителей не влияет на результат). Однако если мы напишем то это равенство будет выполняться лишь при определенном значении

Вероятно, единственным наиболее важным алгебраическим соотношением является равенство. Это соотношение удовлетворяет всем аксиомам Евклида, из которых следуют почти все алгебраические действия: если к равным величинам прибавляются равные, равенство не нарушается; величины, равные одной и той же третьей величине, равны между собой и т. д. Для Аристотеля аксиома означала «общепринятое» утверждение, или соглашение о том, что должен обозначать язык. Аксиомы, представленные в виде равенства, не являются ни самоочевидными, ни необходимыми. Они лишь обозначают точный смысл соотношения. Правильный ответ на вопрос «Почему равные величины, добавленные к равным, не нарушают равенства?» состоит не в том, что это самоочевидно, а в том, что это заложено в смысл символа иными словами, если то и

В общем случае это справедливо не всегда. Например, утверждение, что плюс дает не является верным для произвольного объекта (скажем, если обозначает «нечетное число»).

Всевозможные операции, образующие то, что называется алгеброй, включают преобразования алгебраических выражений из одной формы в другую. Такие преобразования основаны на том, что определенные соотношения остаются справедливыми при определенных операциях. (Например, равенство двух выражений не нарушается, если оба эти выражения умножить на одно и то же число, скажем 7.) Цель таких преобразований состоит в том, чтобы привести выражения к стандартному или более понятному виду или чтобы получить соотношения, очевидные при одной форме записи и неочевидные при другой. Например, складывая две дроби

мы часто приводим их к общему знаменателю. Это можно сделать, умножая первую дробь на

а вторую на

В результате получим

Проанализируем в качестве упражнения алгебраические преобразования, использованные в гл. 29 (вторая часть книги). Пусть, как в гл. 29,

Сумму этих величин мы обозначаем через Т:

Конечно, можно оставить выражение для Т в таком виде, однако связь становится более прозрачной и, более того, все выражение

принимает стандартную форму (поэтому его проще сравнивать с другими выражениями), если его переписать следующим образом. Прежде всего,

а равенство не изменяется, если обе его части умножить на равные величины.

Далее,

так как например Следовательно,

Мы можем также написать, что

а так как

в результате получим

Поэтому

Оба выражения в правой части имеют одинаковый знаменатель (по терминологии, принятой в математике, это «общий знаменатель»), поэтому их можно просто сложить. Тогда

что является удобной формой выражения для Т. Если поделить числитель и знаменатель этого выражения на (что эквивалентно делению на 1), мы получим другую удобную и стандартную форму выражения для Т:

1
Оглавление
email@scask.ru