Главная > Физика для всех. Введение в сущность и структуру физики. Том 1. Классическая физика
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

13. СИСТЕМЫ МНОГИХ ЧАСТИЦ

Как далеко мы можем продвинуться в объяснении явлений природы, опираясь лишь на законы Ньютона? Оказывается, очень далеко, если добавить к представлениям Ньютона те новые идеи, которые развивались вслед за ними вплоть до конца девятнадцатого века. С их помощью можно объяснить практически все макроскопические явления в природе, и, если бы наш мир состоял только из таких явлений, теория Ньютона давала бы почти полное описание этого мира. Однако теория Ньютона не в силах объяснить, почему одно тело твердое, а другое мягкое, почему одно тело прозрачное, а другое нет, она не в состоянии объяснить и свойства атомов, из которых состоят эти тела.

До сих пор мы оперировали только следующими простыми понятиями: законы движения, частицы, пустота и гравитационная сила притяжения. Мы мало что знаем о природе других сил, но полагаем, что все силы подчиняются третьему закону Ньютона. Ниже мы будем иногда приписывать силам нужные нам свойства без подробных доказательств, но не потому, что эти подробности не важны, а потому, что их невозможно описать в рамках теории Ньютона.

Движение системы многих частиц, взаимодействующих между собой, подводит нас к так называемой проблеме многих тел. Эта проблема может быть в принципе решена при помощи законов Ньютона, однако получить это решение из постулатов движения, не вводя дополнительных предположений, можно лишь в предельно простых случаях. Иногда говорят, что если бы существовала гигантская вычислительная машина (предполагая тем самым, что весь вопрос — в количестве вычислений), в которую вводились бы определенные правила (ньютоновские законы движения для заданной системы сил), то с ее помощью можно было бы найти решение проблемы многих частиц и таким образом вывести истинное движение тел.

С подобным положением дел мы встречаемся в шахматной игре: здесь заданы фигуры, известны правила их передвижения, и всё, что происходит на доске, подчиняется этим правилам, так что в принципе можно предвидеть все следствия из любой позиции. Например, при заданной расстановке фигур всегда можно предсказать, выиграют ли белые или черные. Однако практически это сделать невозможно, именно поэтому шахматы и остаются игрой. Человеческий мозг не в состоянии проанализировать все следствия, когда система правил достаточно сложна.

Поэтому, чтобы разрешить подобные проблемы, часто вводят дополнительные упрощающие предположения. Как правило, эти предположения не являются, например, новыми постулатами движения — скорее, это недоказанные теоремы, справедливость которых принимается

на веру. Далее они используются при доказательстве других теорем. Так, например, в геометрии Евклида можно было бы принять без доказательства, что теорема о сумме углов треугольника является следствием исходных постулатов, а затем использовать эту недоказанную теорему при доказательстве других теорем. Подобная процедура связана с определенным риском, так как может оказаться, что принятая без доказательства теорема независима по отношению к исходным постулатам. Само по себе это не страшно, потому что в теорию всегда можно ввести дополнительный постулат. Хуже, если принятая теорема противоречит исходным постулатам. В этом случае нам пришлось бы иметь дело с внутренне противоречивой системой. В конце концов, начав исследование, мы придем, скорее всего, к противоречию и будем вынуждены искать то место, где мы допустили ошибку. Представим, что мы имеем дело с какой-то сложной расстановкой фигур на шахматной доске и пытаемся рассчитывать возможные варианты. Мы мысленно допустили, что эта позиция действительно может быть получена с помощью правильных ходов из исходной шахматной позиции, однако позднее мы можем убедиться, что она никак не может быть реализована в рамках шахматных правил.

В истории бывали случаи, когда какой-нибудь математик или физик высказывал определенную теорему, предоставляя будущим поколениям возможность убедиться в ее справедливости. Иногда проницательность отдельных ученых опережает технические возможности времени, в котором они живут.

1
Оглавление
email@scask.ru