Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
СТОЯЧИЕ ВОЛНЫПрежде чем закончить обсуждение одномерных волн, рассмотрим очень важный случай стоячих волн. До сих пор мы изучали периодические волны и импульсы, распространяющиеся с заданными скоростями. При определенных условиях можно так наложить одну волну на другую (эти волны должны распространяться в противоположных направлениях), что результирующая волна покажется неподвижной, хотя смещение ее будет при этом осциллировать (положительные горбы будут непрерывно превращаться в отрицательные впадины и наоборот). В частности, то место, где смещение отсутствует (это место называется узлом), остается неподвижным. Существует несколько способов возбуждения стоячей волны. Для этого проще всего прикрепить один конец пружины, резиновой трубки или веревки к неподвижной опоре. Если возбудить бегущую волну с определенной длиной волны (ниже мы покажем, чему должна равняться длина волны), то суперпозиция исходной волны с отраженной волной, которая имеет смещение противоположной полярности, как раз и образует волновую картину, называемую стоячей волной (фото 25). Помимо того, что картина стоячей волны с виду довольно необычна, эта волна обладает тем свойством, что ее можно осуществить только в случае, когда длина волны и расстояние между опорами находятся в определенном отношении. На первом снимке фото 25 видно, что между опорами укладывается ровно половина длины волны,
На втором снимке между опорами укладывается ровно одна длина волны, т. е.
На третьем снимке укладывается полторы длины волны, а на четвертом — две. Общее условие, необходимое для возбуждения стоячей волны, записывается в виде
Это условие ограничивает допустимые значения длины волны:
иными словами, при заданном расстоянии между опорами возможны стоячие волны лишь со строго определенными длинами волн. Повышенное внимание к стоячим волнам обусловлено отчасти тем, что они образуют неподвижные волновые картины. Так, скрипичная струна издает определенный звук, если на ней возбуждена неподвижная стоячая волна. Волна же, которая слишком быстро изменяет свою форму, производит целый набор звуков, которые невозможно отождествить с определенной нотой. Таким образом, звучание органной трубы или скрипичной струны (как и многие другие устойчивые явления природы, которые мы попытаемся описать с помощью волн) обязано стоячим волнам. Но при заданном расстоянии между опорами стоячие волны обладают определенными длинами волн, или частотами, следовательно, скрипичная струна или органная труба заданной длины издает только строго определенные ноты: ноту, соответствующую наибольшей длине волны, плюс ноты, соответствующие более коротким длинам волн (17.12) и называемые обертонами. Правильно сконструированная органная труба будет издавать не только основной тон, соответствующий максимальной длине волны, но и обертоны, обогащающие звучание. Отношение громкости обертонов и основного тона определяется особенностями конструкции. Волны, возбуждаемые в скрипичных струнах или органных трубах, существенно отличаются от тех волн, которые представлены на фотографии. Однако общие соотношения, справедливые для всех этих волн, одинаковы, если считать эти волны просто различными реализациями волновых функций. Если бы мы попытались возбудить стоячую волну, используя длины волн, отличные от разрешенных (17.2), мы не получили бы неподвижных волновых картин. В частности, узлы, или точки, где смещение равно нулю, перемещались бы вперед и назад, образуя каждый раз случайные волновые картины. Возбуждаемый при этом звук (длящийся достаточно долго, чтобы можно было определить его тон) не будет состоять из одного тона, скажем «ля» первой октавы, а будет смесью различных тонов, воспринимаемой нами как шум.
|
1 |
Оглавление
|