Главная > Физика для всех. Введение в сущность и структуру физики. Том 1. Классическая физика
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ЧТО ТАКОЕ СВЕТ?

Что же тогда есть свет? Волна ли он? Частица? А нужно ли делать выбор между тем и другим? Ясно, что свет в такой же мере волна или частица, как сила — вектор или камешки — числа. Из математической теории волн и из наших наблюдений мы заключили, что физическому объекту, называемому светом, можно поставить в соответствие математический объект, называемый волной, и что структура и соотношения математического мира волн являются в некотором смысле тенью или зеркальным отражением структуры и соотношений, реально наблюдаемых для света.

К середине девятнадцатого века, после работ Юнга и Френеля, стало принятым связывать с каждым световым пучком некое возмущение, или смещение, перпендикулярное направлению движения и распространяющееся в вакууме с постоянной скоростью (скоростью света). С чистым цветом связывали периодическое смещение, гребни и впадины которого повторяются регулярно через расстояние в длину волны. Как обычно, произведение длины волны на частоту дает скорость, которая в вакууме одинакова для всех цветов, или длин волн. Следовательно, вакуум — среда без дисперсии. Отсюда легко понять природу различных цветов. Мы также в состоянии объяснить, почему свет всегда распространяется с одной и той же скоростью независимо от вида источника — будь он Солнцем, спичкой или электрической лампой. Дело в том, что волны всегда распространяются со скоростью, не зависящей от вида источника и происхождения того возмущения, которое их возбудило. Далее, мы можем объяснить дисперсию. Мы постулируем, что существуют такие материалы, в которых скорость света различна для разных цветов (разных длин волн). Поведение света при отражении и преломлении можно согласовать с поведением волн на границе раздела двух сред. Для того чтобы преломленный свет в более плотной среде отклонялся в направлении перпендикуляра к поверхности, достаточно потребовать, чтобы свет распространялся в этой среде медленней (что фактически и наблюдается), тогда как корпускулярная теория требует более быстрого распространения.

Волновая теория приводит в порядок широкий класс разнообразных явлений — интерференцию, дифракцию и т. д. (этот список можно значительно увеличить). Длины волн, найденные из интерференционных картин, согласуются с длинами волн, полученными из

наблюдений дифракции. Вся система выглядит как единое целое. Старая проблема прямолинейного распространения света перестает быть проблемой, если вспомнить, что линейная волна сохраняет свое направление распространения до встречи с поверхностью или преградой. Когда свет проходит через небольшое отверстие в преграде, он отклоняется. Отклонение невелико (его величина определяется отношением длины волны к размеру отверстия), и оно экспериментально наблюдается.

Сами волны, разумеется, невидимы. Однако, когда они попадают на сетчатку глаза, они возбуждают ее. Если волны попадают на какой-нибудь материал, они могут пройти сквозь него, могут им поглотиться, могут нагреть материал. Но как и почему это происходит, мы не знаем, — по существу, нам ничего не известно об этих волнах. Мы ничего не знаем о природе смещения» не знаем, как происходит взаимодействие с веществом, и что, собственно говоря, смещается.

Почему некоторые материалы обладают дисперсией, почему одни материалы прозрачные, а другие — непрозрачные, почему свет распространяется медленнее в более плотных средах и быстрее в менее плотных, каким образом свет возбуждает в сетчатке зрительные образы, а в фотопластинке химические процессы — вот те вопросы, на которые можно ответить, лишь предложив теорию, содержащую объяснение взаимодействия света с веществом. Если считать, например, что свет состоит из частиц, то можно было бы предположить, что эти частицы, сталкиваясь с атомами вещества, оказывают на них во время столкновения какое-то силовое воздействие. Если же рассматривать свет как волну, то можно было бы допустить, что атомы вещества колышутся на волне, подобно пробкам на поверхности озера. Прежде чем вывести какие-то следствия, нам обязательно пришлось бы выдвигать подобные предположения.

Если свет — волна, то непонятно, каким образом волна передает свою энергию веществу. Допустим, что мы пытаемся объяснить это явление по аналогии со случаем, когда поверхностная волна отдает свою энергию пробк, заставляя последнюю колебаться. Размах колебаний зависит от амплитуды волны, т. е. от высоты гребней и впадин. По мере распространения круговой волны от точечного источника амплитуда волны уменьшается-, и, видимо, не существует такой предельно малой величины амплитуды, когда волна перестает раскачивать пробку. Передает ли свет свою энергию веществу таким образом? С точки зрения волновой теории дело обстоит именно так, и никто в этом не сможет усомниться. Тем не менее окажется, что теория, предсказывающая непрерывную передачу энергии от света веществу, не согласуется с экспериментом.

Существуют и другие вопросы, ответы на которые приводят к новым проблемам, так что в конце концов мы оказываемся в таких густых дебрях, о существовании которых мы вначале не подозревали. Одна из таких проблем — это вопрос о природе света. Любая попытка понять, что представляет собой эта светящаяся субстанция, уводила ученых все глубже и глубже. Тем не менее поиски ответа на этот вопрос всегда

оказывались плодотворными. Когда в девятнадцатом веке признали, что свет — волна, и когда Максвелл окончательно установил, что свет — это волна электромагнитная, все настойчивее стал задаваться вопрос: в чем распространяется эта волна? Какая среда несет ее? Все рассмотренные нами волны, служившие в качестве прототипов математической волны, были возмущениями в какой-то среде: звуковые волны — это возмущение воздуха, волны на воде — возмущение поверхности воды и, наконец, волны в пружине — возмущение, распространяющееся вдоль пружины. В какой же среде распространяются возмущения, именуемые светом? Для удобства этой среде присвоили название «светоносный эфир». И это название (если заниматься грамматическим разбором предложений) всегда выступало в качестве подлежащего вместе со сказуемым «колебаться». Максвелл писал:

«Изобретали эфир для планет, — в котором они могли бы плавать, эфиры для образования электрических атмосфер и магнитных истечений, для передачи ощущений от одной части нашего тела к другой и т. д., пока все пространство не было наполнено тремя или четырьмя эфирами» [16].

И далее:

«Только один эфир пережил остальные, это — эфир, придуманный Гюйгенсом для объяснения распространения света» [17].

Он должен существовать в безвоздушном космическом пространстве, так как свет может распространяться в вакууме. Он должен проникать в прозрачные среды. Однако его свойства должны быть чрезвычайно странными. Для того чтобы эфир мог поддерживать колебания, распространяющиеся со скоростью света, он, несмотря на свою тонкость, должен был обладать упругими свойствами твердого тела. После смещения эфир должен был возвращаться в исходное положение подобно стальной пружине.

Нельзя не признать, что свойства такого эфира довольно причудливы. Но самое поразительное из них состояло в том, что эфир оказался абсолютно ненаблюдаем. Все попытки обнаружить эфир или какое-нибудь из его проявлений терпели одну неудачу за другой, пока, наконец, ученые не бросили этим заниматься, сохранив лишь утверждение, что свет распространяется относительно эфира. А когда и это утверждение не удалось доказать, произошла одна из величайших революций в физике.

(см. скан)

1
Оглавление
email@scask.ru