Главная > Физика для всех. Введение в сущность и структуру физики. Том 1. Классическая физика
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ГЕОМЕТРИЯ ЕВКЛИДА КАК МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В конце девятнадцатого века Давид Гильберт сформулировал геометрию как строго математическую, или логическую, систему. Многие

предположения Евклида, например касающиеся понятия конгруэнции и т. д., отражают физические свойства пространства. Столь длительное время, потребовавшееся для отделения геометрии как математики от геометрии как науки о физическом пространстве, свидетельствует о тех трудностях, с которыми связано такое отделение.

Рассматривая геометрию как математическую систему, начнем с определений исходных объектов. Как правило, эти определения весьма туманны. «Точка — это то, что не имеет частей». Помогает ли оно понять, что же такое точка? «Линия — это длина без ширины». Понятно ли подобное определение? С точки зрения математической системы такие определения не только туманны, но и абсолютно ненужны. Совершенно не существенно, что такое точка или линия. В геометрии как математической системе имеют дело с исходными объектами, которые называются точками, линиями и т. д. и определять которые не нужно. (Для краткости их можно называть «неопределяемыми объектами».) Важно, что между ними существуют определенные соотношения, например: «Любые две точки можно соединить одной и только одной прямой линией». Вводя соотношения между «неопределяемыми объектами», все остальные соотношения мы можем доказать (теоремы). Структура такой системы не зависит от того, что же на самом деле представляют собой точки или линии.

Такую постановку вопроса нетрудно понять. Рассмотрим игру в шахматы. В этой игре имеются определенные фигуры: ладьи, слоны, кони, ферзи, короли, пешки. Фигуры подчиняются известным правилам: каждая из них может передвигаться строго определенным образом, и, когда начинается игра, фигуры занимают на доске определенные позиции. И хотя любой из нас приблизительно представляет, как должен выглядеть конь, или ферзь, или король (такие сведения нужны, иначе мы не узнаем фигур, глядя на доску), совершенно ясно, что игра в шахматы не изменится, будет ли форма коня традиционной вычурной, или современной абстрактной, или предельно простой и удобной для игры.

Если, обучая ребенка игре в шахматы, мы объясняем ему, что конь — это человек, сидящий верхом на лошади, король носит корону, в ладье есть башни и т. д., то мы делаем это только из педагогических соображений, облегчая запоминание фигур. Для игры в шахматы важно только, что все фигуры находятся во время игры в определенных между собой отношениях, так как каждая из них может ходить лишь строго определенным образом. Любая последующая позиция на доске является следствием таких правил и не зависит от того, сделаны ли фигуры из слоновой кости, стали или обычных пробок с воткнутыми в них палочками (фиг. 82).

Точно так же обстоит дело в геометрии Евклида, если рассматривать ее как математическую систему или как образец любой математической системы. Совершенно безразлично, является ли прямая линия длиной без ширины или идеализированным бесконечно тонким

стержнем, можно ли ее осуществить с помощью натянутой струны или пучка света. Подобные представления о прямой помогают нам интуитивно ощущать ее свойства, однако они же могут ввести нас в заблуждение. Потому что для геометрии важно только, чтобы те объекты, которые мы называем прямыми линиями, и те, которые считаются точками, удовлетворяли ее постулатам.

Фиг. 82.

Если эти объекты выглядят, как изображено на фиг. 83, то ясно, что они не удовлетворят постулатам, если же — как на фиг. 84, то возможно, что удовлетворят.

Следовательно, в геометрии как математической системе имеются свои фигуры — линии, точки и т. д. Имеются и свои правила — постулаты. Используя правила «передвижения фигур» или построения новых (например, треугольников), можно получить все теоремы, образующие великолепную и тонкую структуру, каждый элемент которой связан с остальными ясным и определенным образом.

Фиг. 83.

Фиг. 84.

Конечно, наш интерес к этой системе (причина, почему нас интересуют прямые, точки, треугольники и т. д.) объясняется возможностью связать ее с некоторыми объектами реального мира. И первые представления о прямых и точках возникли, несомненно, в результате абстрагирования от таких объектов, которые почти не имеют ширины и почти не имеют частей. Но как математическая система геометрия не зависит от подобных ассоциаций. Принимаются в расчет лишь отношения между «неопределяемыми объектами», и интересуются только структурой как таковой.

1
Оглавление
email@scask.ru