Главная > Физика для всех. Введение в сущность и структуру физики. Том 1. Классическая физика
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ВОЛНОВАЯ ФУНКЦИЯ

Возможно, что понятие волны станет яснее при более формальном изложении. Рассмотрим функцию (фиг. 221). Каждому значению х соответствует число (Мы используем греческую букву вместо так как под мы понимаем особый класс функций, которые называются волновыми функциями и будут определены ниже.

Фиг. 221.

Фиг. 222.

Постугя таким образом, мы выражаем в обозначениях двадцатого века ту идею, которая возникла по крайней мере еще в семнадцатом столетии.) Попытаемся выбрать из всего класса возможных функций подкласс функций, обладающих нужными нам свойствами. Эти функции являются решениями так называемых волновых уравнений. Последние по отношению к волновым функциям играют такую же определяющую роль, какую законы движения Ньютона играют для всех возможных траекторий частиц, удовлетворяющих этим законам. Поскольку мы не владеем математическим аппаратом для анализа волновых уравнений, мы не будем их здесь выписывать, а только обсудим свойства их решений. Тем более что свойства решений уравнений, безусловно, представляются более важными и фундаментальными, чем сами уравнения.

Представим, что меняется со временем. Спрашивается: как будет выглядеть функция например, при с или , если при она имела вид, представленный на фиг. 222? Если изобразить графически при мы получим картинки, показанные на фиг. 223. Эти картинки изображают, как функция изменяется со временем, или, другими словами, они описывают временное развитие волновой функции. Импульс сохраняет свою форму и движется с постоянной скоростью слева направо.

Мы можем считать, что эта волновая функция есть функция не только х, но и Запишем ее в виде Ее смысл остается прежним, но значение функции определяется теперь не только пространственной координатой х, но и моментом времени Например, из фиг. 223 видно, что значения волновой функции в точке различны при Если при волновая функция максимальна в этой точке, то при ее значение практически равно нулю. Если проследить за движением максимума, то можно убедиться, что он проходит через точки при при при При движении волны с постоянной скоростью расстояние между равно расстоянию между и с при условии, конечно, что временной интервал между 0 и 1 такой же, как и между 1 и 2.

Фиг. 223. Временное изменение волновой функции.

Это свойство напоминает свойство инерции частицы, которая в отсутствие сил движется с постоянной скоростью.

Принцип суперпозиции можно сформулировать следующим образом. Если решение волнового уравнения (волновая функция) при заданных определенных условиях и — другое решение этого уравнения при тех же условиях, то сумма

тоже будет решением волнового уравнения при тех же самых условиях. Этот принцип отражает наиболее фундаментальное свойство волн.

Часто требуется определить результирующую волну, если заданы две отдельные волны (поведение которых нам известно). Согласно принципу суперпозиции, результирующая волна равна просто сумме этих волн. Вспомним пример двух волн распространяющихся навстречу друг другу вдоль одной линии. Результирующая волна есть (фиг. 224). Сначала она состоит из двух сближающихся а потом — из двух расходящихся импульсов

Свойство суперпозиции представляется совершенно естественным, а в некоторых случаях — просто очевидным. Так, сумма двух чисел есть число, сумма двух векторов — вектор, а сумма двух волн, как

мы показали,— тоже волна. Чтобы ответить на вопрос, что же такое волна, приходится каждый раз обращаться к конкретным примерам. В случае пружины, например, волна — это смещение пружины как функция положения и времени. В случае же, скажем, поверхности пруда волна — смещение воды как функция положения и времени. Абстрактное понятие волны возникает, конечно, из наблюдений такого рода реальных волн, распространяющихся на воде или по пружине. Однако в конце концов нам придется говорить о волнах, которые ни в чем не распространяются и описываются смещением не являющимся фактически смещением чего бы то ни было.

Фиг. 224.

Волны, как векторы и числа, становятся строго определенными математическими объектами, изучение которых дает стройную систему, подобную геометрии или механике Ньютона. Что касается того, хорошо или плохо полученная система описывает явления природы, то это зависит от степени их соответствия друг другу.

1
Оглавление
email@scask.ru