Главная > Физика для всех. Введение в сущность и структуру физики. Том 1. Классическая физика
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

3. РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ

(Следует читать после гл. 2)

Декарт первым предложил использовать последние буквы алфавита или для обозначения неизвестных величин, а начальные буквы (а, Ь или с) для обозначения постоянных. Требуется, например, решить уравнение

которое означает, что произведение числа 3 на какое-то число равно 6. Тогда

следовательно, уравнение

имеет решение

Такие алгебраические уравнения можно рассматривать как условия на «неизвестные» величины, и они могут иметь одно или несколько возможных решений (т. е. значений неизвестных, удовлетворяющих исходным условиям).

Мы часто говорим о нахождении решений одного или нескольких уравнений. Принцип нахождения решений не очень отличается от

соответствующего житейского принципа. Если нам требуется убежище от дождя, подойдут и Версальский дворец и обычная пещера. Если помимо этого требуется отопление, Версальский дворец не подойдет. Если мы хотим построить дом, в котором могут жить четыре человека, который мог бы отапливаться, быть привлекательным и т. д., то существует много возможностей. Если же к этим требованиям добавить низкую стоимость, то мы можем попасть в ситуацию, когда решения не существует. Эта ситуация означает, что в мире нет объекта, удовлетворяющего всем выдвигаемым нами требованиям.

Когда мы пишем

это означает, что мы хотим найти все пары чисел для которых выполняется соотношение (например, Если изобразить на графике все эти пары чисел, мы получим прямую линию (тонкую линию на фиг. 394), т. е. линейную зависимость.

Фиг. 394.

Когда мы пишем

это означает, что мы хотим найти все пары чисел для которых выполняется соотношение (например, Графиком всех этих пар чисел снова является прямая линия (жирная линия на фиг. 394). Та пара чисел, которая удовлетворяет обоим этим уравнениям лежит на пересечении двух прямых.

Может случиться, что два уравнения не имеют общего «решения»:

что означает отсутствие такой пары чисел, которая бы удовлетворяла обоим уравнениям; в этом случае соответствующие прямые параллельны

(фиг. 395). Или два уравнения имеют сколько угодно решений:

[Все пары чисел (х, у), удовлетворяющие первому уравнению, удовлетворяют и второму.] Прямые линии на графике при этом сливаются (фиг. 396).

Фиг. 395.

Фиг. 396.

[То обстоятельство, что в качестве решения может служить одна или все пары чисел соответствует постулату Евклида о том, что между двумя точками можно провести только одну прямую линию. Когда Декарт связал геометрические точки с парами чисел а прямые линии — с линейными уравнениями (где — постоянные числа), он создал так называемую аналитическую геометрию. Каждому геометрическому положению Декарту удалось найти соответствующее алгебраическое соотношение.]

Для решения уравнения часто требуется «обратить» его. Представим, что нам дано расстояние как функция времени:

и требуется найти время, за которое тело пройдет путь в 19,6 м. Решение имеет вид: когда . В общем случае надо найти как функцию Это можно сделать с помощью стандартных алгебраических операций:

откуда

В других случаях подобное обращение может оказаться не столь простым, но принцип остается прежним. Вероятно, процесс обращения проще понять графически. [Все пары чисел удовлетворяющие уравнению образуют кривую (параболу), показанную на фиг. 397. Тогда обращение состоит лишь в повороте картинки на 90°. До

обращения нам было задано и требовалось найти а после — задано и надо определить

В этих рассуждениях есть одна тонкость. Дело в том, что парабола имеет две ветви. Каждому значению соответствуют два значения удовлетворяющие уравнению так как

Иначе говоря, соотношение является однозначным [заданному значению соответствует лишь одно значение такое, что пара удовлетворяет уравнению]. Однако при заданном положительном значении уравнению удовлетворяют два значения

Фиг. 397.

Обычно смысл второго решения бывает ясным. Так, мы можем определить задачу лишь для положительных значений (как в случае примера Галилея, когда рассматривалось падение пушечного ядра, находившегося на верхушке мачты при Тогда «физический смысл» будут иметь лишь положительные значения Однако отрицательным значениям можно тоже приписать «физический смысл». Представим, например, что пушечное ядро было выпущено вверх при с с нужной скоростью. Тогда в момент оно достигнет верхушки мачты и начнет падать вниз. Ядро находится на расстоянии, скажем, от конца мачты при

Значение соответствует движению ядра вверх, а значение — движению вниз.

Фиг. 398.

Допустим, что корабль в примере Галилея движется со скоростью Спрашивается: какое расстояние с точки зрения матроса, стоящего на пристани, пролетит ядро по горизонтали, прежде чем оно упадет на палубу? Вертикальное движение ядра описывается формулой

а горизонтальное — формулой

Ядро падает на палубу через 2 с, так как

поэтому по горизонтали оно пролетит за это время путь

Таким образом, до падения на палубу ядро пройдет по горизонтали 6 м (фиг. 398).

В качестве второго примера рассмотрим движение ускоряющегося автомобиля «Феррари», пытающегося догнать «Фольксваген», едущий с постоянной скоростью в 15 м/с и прошедший пункт, где стартовал «Феррари», при . Для «Фольксвагена»

в то время как для «Феррари»

Фиг. 399.

«Феррари» догоняет «Фольксваген» при таких значениях которые удовлетворяют обоим уравнениям движения. При этом

или

т. е. мы получили квадратное уравнение, имеющее следующие решения:

Таким образом «Феррари» догонит «Фольксваген» через с Какой же «физический» смысл содержится во втором решении: с? Это решение не имеет «физического» смысла, если «Феррари» стартовал при Однако это решение можно все-таки истолковать. Допустим, что «Феррари» двигался сначала навстречу «Фольксвагену». Когда «Фольксваген» показался на горизонте, «Феррари» в какой-то момент начал равномерно замедляться по закону

Затем он встретился с «Фольксвагеном» при , остановился при начал ускоряться в обратном направлении и догнал «Фольксваген» при с. Так можно интерпретировать второе решение, если считать, что и левая ветвь параболы (фиг. 399) описывает физические явления.

1
Оглавление
email@scask.ru