Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 6.4. Сравнение геометрического и метрического подходовВ атом параграфе мы проиллюстрируем работу алгоритма для построения ядра выпуклой оболочки на четырех парах простейших примеров и одновременно проведем обещанное сравнение результатов применения метрического и геометрического подходов к решению задач группового выбора. Пары примеров составлены следующим образом: в первом примере каждой пары исходные данные задаются в пространстве Все примеры проводятся для данным Для сравнения условий, в которых приходится решать проблему группового выбора в пространствах
Рис. 6.1. Все эти данные будут сводиться в таблицы, непосредственно следующие за фрагментами пространств, являющихся выпуклыми оболочками для исходных данных примера. Примеры подобраны таким образом, чтобы проиллюстрировать такие конфигурации расположения индивидуальных предпочтений, которые приводят к ядрам (множествам допустимых групповых решений) разной размерности — от минимального нулевого до максимального Отметим очевидную из рис. 6.1 разницу в пространственном расположении точек в используемых пространствах. В пространстве Пример
и их образы в пространстве
В данном примере исходные точки отстоят друг от друга на расстояние описанной в § 5.3. Находим
Найдем теперь максимальные элементы Таким образом, мы получили одномерное ядро, состоящее из двух точек: При переносе построенного ядра в пространство Выпуклые оболочки для исходных данных представлены на рис. 6.2 и рис. 6.3 для пространств Для рассматриваемых исходных данных все необходимые характеристики точек, составляющих выпуклую оболочку в обоих пространствах, сведены в таблицу 6.1. Эта таблица устроена следующим образом. В столбцах 3 и 6 помещены все точки, отмеченные на рис. 6.2 и 6.3 для пространств пространстве точки распределены на три группы (см. столбцы 1 и 2): составляющие выпуклую оболочку, являющиеся исходными и образующие ядро выпуклой оболочки. В столбцах 4 и 7 для
Рис. 6.2.
Рис. 6.3. Найти эти тачки можно непосредственным расчетом соответствующих сумм, подсчитывая расстояния от данной точки до всех исходных по рис. 6.1 или рис. 6.2 и 6.3. Заметим, что при расчете Таблица 6.1
медиан и средних во внимание принимались все точки пространств Таким образом, в этом примере, как это видно из таблицы 6.1, для двух исходных точек Таблица 6.2
Условия выбора группового решения в обоих пространствах при метрическом подходе можно признать довольно сложными. Если групповое решение выбирать из числа медиан, то в Пример А2. Будем теперь все точки выпуклой оболочки в пространстве Таблица 6.3
Таблица 6.4
Как видно из таблиц 6.3 и 6.4, условия группового выбора при метрическом подходе изменились: в пространстве Отметим две интересные особенности, выявляемые данной парой примеров. Первая — общая для всех пар рассматриваемых здесь примеров, состоит в том, что, как указывалось в § 5.2, выпуклая оболочка для каждой совокупности данных в общем случае может порождаться несколькими базисами.
Рис. 6.4.
Рис. 6.5. Так, например, выпуклая оболочка (см. рис. 6.2) в Вторая особенность состоит в следующем. В примере Пример Б1. Исходные данные этого примера приведены в таблице 6.5. Выпуклые оболочки исходных точек приведены на рис. 6.4 и 6.5. Возможные групповые решения при метрическом подходе и точки для данных примера Таблица 6.5
Отметим, что расстояние между исходными точками Таблица 6.6
Пример Б2. Пусть, как и в примере (кликните для просмотра скана) Выпуклые оболочки исходных данных приведены на рис. 6.6 и 6.7. Как видно из рис. 6.7, исходные данные в пространстве
Рис. 6.6.
Рис. 6.7. Размещение медиан и средних показано в таблице 6.10. Таблица 6.1
Таким образом, в пространстве Пример В2. Размещение медиан и средних для случая, когда точки выпуклой оболочки в пространстве (кликните для просмотра скана) Выпуклые оболочки для исходных данных приведены на рис. 6.8 и 6.9. Обратим внимание на то, что в данном примере в пространстве
Рис. 6.8.
Рис. 6.9. Из таблицы 6.14 видно, что, подобно тому, как это было в примерах Таблица 6.14
Из приведенных в таблицах 6.14 и 6.15 данных следует, что при комплексном подходе число решений на первом уровне в 90 ограничено двумя точками Пример Г2. Размещение медиан и средних для последнего примера, когда точки выпуклой оболочки в пространстве 90 из примера В пространствах Таблица 6.15
Таблица 6.16
Эти примеры дают нам большинство возможных вариантов соотнесения ядерных точек, с одной стороны, и медиан и средних — с другой. Так, например, групповые решения при геометрическом подходе могут полностью содержаться в решениях метрического подхода в Из непосредственного сравнения примеров в каждой паре видно, что при метрическом подходе разнообразие (увеличение числа) исходных мнений (точек) уменьшает число возможных групповых решений, в то время как при геометрическом подходе число допустимых групповых решений определяется, вообще говоря, расположением «самых крайних» мнений. Поясним это замечание на примере Рассмотренные примеры являются также иллюстрацией к тому факту, что размерность ядра, и, следовательно, число точек в нем, связана не с максимальным расстоянием между исходными мнениями (точками), а с их взаимным расположением, определяющим конфигурацию выпуклой оболочки. Иллюстрацией этому служат примеры Суммируя сделанные замечания, можно сделать вывод о различной природе факторов, определяющих множества групповых решений при обоих подходах, и невозможности на данном уровне исследований установить строгие зависимости между результатами применения сравниваемых подходов. Сравнение условий, характеризующих проблему группового выбора при обоих подходах, приводит нас к заключению, что комплексное применение геометрического и метрического подходов может, по-видимому, стать действенным средством для выделения хорошо обоснованных групповых решений, попадающих на второй уровень, где из множества допустимых групповых решений выбирается единственное решение.
|
1 |
Оглавление
|