Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5. ПРУЖИННЫЕ АКСЕЛЕРОМЕТРЫСхемы пружинных акселерометров. Принципиальная схема пружинного акселерометра, предназначенного для измерения линейных ускорений, приведена на рис. VII. 13.
Рис. VII. 13. Схема пружинного акселерометра для измерения линейных ускорений Чувствительным элементом служит инерционная масса
где
отсюда величина установившегося смещения массы
где Для успокоения колебаний инерционной массы в переходном режиме служит демпфер 4, создающий силу, пропорциональную скорости перемещения массы относительно корпуса 3. Применяют магнитноиндукционные, жидкостные или воздушные демпферы. У воздушных демпферов из-за сжимаемости воздуха демпфирующая сила запаздывает по отношению к скорости движения подвижной системы, что является их недостатком. Для получения электрического сигнала перемещение массы преобразуется в электрическую величину с помощью потенциометрического преобразователя 5. Могут быть использованы также индуктивные, емкостные и другие преобразователи. Инструментальные погрешности акселерометров возникают в результате влияния ряда внешних и внутренних факторов, к числу которых относятся силы трения и люфты в опорах и направляющих, гистерезис и упругое последействие измерительной пружины, изменение модуля упругости пружины при изменении окружающей температуры, неравномерность характеристики преобразователя перемещений, изменение характеристики преобразователя перемещений при изменении окружающей температуры и режимов электрического питания и др. Точность акселерометра определяется главным образом величиной рассеяния погрешностей относительно среднего значения. Мерой рассеяния служит среднее квадратическое отклонение погрешности, величина которого в значительной степени зависит от соотношения между силами трения в опорах и направляющих и инерционными силами, развиваемыми массой при ее движении с ускорением. В связи с этим одним из наиболее ответственных элементов конструкции является подвес подвижной системы акселерометра, обеспечивающий необходимую степень свободы инерционной массы. Конструкция также должна обеспечивать сведение к минимуму влияния боковых ускорений, направленных перпендикулярно измерительной оси. Конструкция подвеса с направляющей для поступательного движения инерционного элемента проста (рис. VII. 14,а), но обладает значительной нечувствительностью, величина которой пропорциональна составляющей ускорения у, направленной перпендикулярно оси чувствительности и прижимающей массу к направляющей. Подвеска массы на направляющей с трением качения (см. рис. VII. 14, б) более рациональна. Зона нечувствительности при этом для одинаковой массы уменьшается примерно в Маятниковый подвес инерционной массы (рис. VII. 15) позволяет уменьшить зону нечувствительности. Измерительная ось такого элемента перпендикулярна линии
Рис. VII. 14. Подвес инерционной массы на направляющей: а — с трением скольжения; б — с трением качения При постоянном линейном ускорении
где
Рис. VII. 15. Маятниковый подвес
Рис. VII. 16. Схема действия инерционных сил на маятниковый чувствительный элемент Как видно
где Маятниковый подвес по сравнению с подвесом на направляющих позволяет уменьшить зону нечувствительности при одинаковой массе примерно в При одновременном действии продольного и поперечного ускорений х и у (рис. VII. 16, б) условием равновесия системы будет равенство нулю алгебраической суммы моментов инерционных сил и сил упругости пружины:
При малых углах можно принять
Пользуясь выражениями (VII.18) и (VII.19), можно определить относительную ошибку в измерении ускорения х, возникающую под влиянием ускорения у:
поскольку
Таким образом, относительная ошибка маятникового акселерометра, вызванная влиянием боковых ускорений, уменьшается с понижением чувствительности Для устранения сил сухого трения, люфтов и исключения влияния поперечных ускорений у и угловых ускорений Пружинные акселерометры, предназначенные для измерения угловых ускорений, отличаются тем, что обладают лишь одной степенью свободы вращательного движения относительно измерительной оси Мерой измеряемого углового ускорения
где получим условие равновесия
Отсюда установившийся угол поворота массы
Угловой акселерометр содержит демпфер 4, потенциометр 3 или преобразователь угловых перемещений другого типа. Инструментальная точность угловых акселерометров определяется в основном теми же факторами, что и точность линейных акселерометров.
Рис. VII. 17. Кинематические схемы компенсации влияния поперечных ускорений у и угловых ускорений
Рис. VII. 18. Упругий подвес линейного акселерометра: 1 — масса; 2 и 3 — плоские пружины Конструкция подвеса должна обеспечивать минимальный момент трения и люфт. Подвес углового акселерометра должен минимизировать влияние угловых ускорений относительно осей, перпендикулярных измерительной оси В конструкции углового акселерометра могут быть использованы опоры с трением скольжения, с трением качения (шарикоподшипники) и упругие подвесы (рис. VII.20). В прецизионных акселерометрах, предназначенных для измерения как линейных, так и угловых ускорений, применяют специальные виды подвесов, позволяющих снизить порог чувствительности акселерометра до весьма малого уровня. К таким относится поплавковый акселерометр, в котором маятник помещен внутрь пустотелого цилиндрического поплавка, погруженного в жидкость. Объем поплавка выбирают из расчета равенства подъемной силы весу подвижной системы. Трение поверхности поплавка о жидкость можно использовать для создания демпфирующего момента. В случае несовпадения центра гидростатических сил с осью вращения поплавка возникает дополнительная погрешность акселерометра при изменении окружающей температуры, поскольку изменяются удельный вес жидкости и, соответственно, подъемная сила поплавка. Для уменьшения этой погрешности применяют объемную балансировку поплавка с целью совмещения центра гидростатических сил с осью вращения и термостатируют прибор. В прецизионных акселерометрах могут быть использованы и другие способы снижения трения в опорах подвеса, например, возможно использование газодинамических опор, взвешивание инерционной массы в электромагнитном или электростатическом поле и др.
Рис. VII. 19. Схема пружинного акселерометра для измерения угловых ускорений
Рис. VII.20. Упругий подвес углового акселерометра: а — с торсионом; б — с крестообразным пружинами Динамические характеристики акселерометров. Уравнение движения подвижной системы акселерометра для измерения линейных ускорений (см. рис. VII. 13) можно записать в виде
где х — измеряемое ускорение;
— коэффициенты демпфирования и жесткость. Разделив все члены уравнения (VI 1.21) на си перепишем его следующим образом:
где Принимая х за входную координату,
Уравнение движения подвижной системы акселерометра, измеряющего угловые ускорения (рис. VII. 19), имеет вид
или
где
Принимая
где
Обозначив
Для акселерометра с маятниковым подвесом (рис. VII. 15) выражение для собственной частоты имеет вид
где
Наконец, для акселерометра, измеряющего угловые ускорения с диапазоном измерения
откуда собственная частота
где Рассмотрим теперь зависимость динамической ошибки акселерометра от его параметров и условий измерения. При собственных колебаниях подвижной системы акселерометра в уравнениях (VI 1.22) и (VI 1.24) получается одинаковый результат для относительной динамической ошибки:
где
Принимая безразмерное время, в течение которого динамическая ошибка 6 уменьшается до допустимой величины
Рис. VII.21. Графики безразмерной динамической ошибки Графики безразмерной динамической ошибки Допустим, что При него процесса будет определяться по кривой 3, вторым ее пересечением с нижней границей, зоны в точке С, для которой Итак, задача отыскания оптимального
или
отсюда
Минимальное значение
Это уравнение не имеет явного решения относительно В табл. VII. 1 приведены значения Действительное минимальное время переходного процесса (в сек) будет обратно пропорционально собственной частоте недемпфированных колебаний акселерометра. Таблица VI 1.1 Зависимость безразмерных параметров акселерометра от
Например, при
Для вынужденных колебаний акселерометра ограничимся рассмотрением лишь синусоидального закона изменения входной величины
где А — амплитуда входного ускорения; х — входная величина;
Установившиеся колебания выходной величины
где В — амплитуда колебаний выходного сигнала,
Обозначив
Сдвиг фаз выходного сигнала равен
Если сдвиг фаз не регламентирован, то выбор оптимального значения
Рис. VI 1.22. Амплитудно-частотные характеристики Наибольшей полосе пропускания Предположим, что Если же Таким образом, задача отыскания оптимального Для нахождения максимума х произведем в уравнении (VI 1.28) замену
Первое решение, получаемое при
откуда
Подставляя полученное значение
отсюда
Максимальную безразмерную полосу пропускания частот
отсюда, заменив предварительно
В общем случае колебания линейной измерительной системы акселерометра складываются из собственных и вынужденных колебаний. График переходной функции при этом определяется полным решением дифференциального уравнения (VI 1.22) или (VI 1.24) и зависит от характера изменения ускорения, измеряемого акселерометром [6]. Таблица VI 1.2 Зависимость безразмерных параметров акселерометра от
В табл: VI 1.2 приведены значения Действительная максимальная полоса пропускания Например, при
|
1 |
Оглавление
|