Главная > Исследование операций
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

10. СИСТЕМА МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ОШИБКАМИ

Иногда на практике приходится встречаться с такими случаями, когда заявка, принятая к обслуживанию в СМО, обслуживается не с полной достоверностью, а с некоторой вероятностью ; другими словами, могут иметь место ошибки в обслуживании, результатом которых является то, что некоторые заявки, прошедшие СМО и якобы «обслуженные», в действительности остаются необслуженными из-за «брака» в работе СМО.

Примерами СМО с ошибками могут быть: справочные бюро, иногда выдающие неправильные справки и указания; корректор, могущий пропустить ошибку или неверно ее исправить; телефонная станция, иногда соединяющая абонента не с тем номером; система ПВО, для которой «обслуживанием» является обстрел цели, как известно, не всегда кончающийся ее поражением и т. д.

В разомкнутой СМО с ошибками появление ошибки в обслуживании практически не сказывается на потоке заявок: число источников заявок так велико, что интенсивность потока заявок вследствие ошибки практически не меняется.

Рис. 5.15

Поэтому для разомкнутых систем массового обслуживания учет ошибок в обслуживании сводится только к тому, что относительная пропускная способность системы уменьшается: она умножается на где — вероятность безошибочного обслуживания. Соответственно, умножается на и абсолютная пропускная способность. Что касается остальных характеристик СМО, таких, например, как время ожидания, число заявок в очереди и т. д., то на них ошибки в обслуживании не сказываются. Другое дело — для замкнутой системы массового обслуживания, когда заявка, обслуженная с ошибкой, вновь становится в очередь на обслуживание, и, следовательно, увеличивает загрузку СМО.

В качестве примера замкнутой СМО с ошибками рассмотрим одного рабочего, обслуживающего станков. Интенсивность потока неисправностей одного работающего станка равна К, среднее время обслуживания (наладки) станка с вероятностью обслуживание заканчивается удачно, и станок начинает снова работать; с вероятностью обслуживание оказывается неудачным, и станок снова становится в очередь на обслуживание. Требуется определить предельные вероятности состояний.

Будем нумеровать состояния СМО по числу неисправных станков:

— все станки исправны,

— один станок неисправен, налаживается, очереди нет,

— два станка неисправны, один налаживается, другой ждет в очереди,

станков неисправны, один налаживается, ждут в очереди,

— все станков неисправны, один налаживается, ждут очереди,

Граф состояний системы показан на рис. 5.15. Наличие ошибок в обслуживании сказывается в том, что у стрелок, идущих справа налево, стоит не интенсивность обслуживания а интенсивность «успешного обслуживания» где — вероятность того, что обслуживание будет выполнено успешно. Действительно, пусть, например, система находится в состоянии (один станок налаживается, ждут очереди). Вероятность того, что за время будет закончено обслуживание, равна но это обслуживание лишь с вероятностью будет успешным и переведет систему из состояния в с вероятностью же оно будет неуспешным и заявка снова вернется в очередь, следовательно, система опять останется в состоянии Значит, интенсивность потока успешных обслуживаний будет равна что и отмечено на рис. 5.15. Полученный граф ничем не отличается от того, который приведен на рис. 5.9, с той разницей, что вместо на нем стоит Значит, характеристики СМО с ошибками могут быть вычислены по формулам § 8, с заменой на

Пример 1. Рабочий обслуживает группу из трех станков. Остановки работающего станка случаются в среднем два раза в час Процесс наладки отнимает у рабочего в среднем 10 минут, причем неисправность устраняется с вероятностью 2/3 (и остается неустраненной с вероятностью 1/3.). Определить характеристики этой замкнутой СМО: вероятность занятости рабочего, абсолютную пропускную способность; среднее количество неисправных станков

Решение. Для по формулам (8.1) находим

Вероятность занятости рабочего:

Абсолютная пропускная способность (число неисправностей, устраняемых рабочим в час):

Среднее число неисправных станков находим по формуле (8.5):

Оригинальный случай СМО с ошибками представляет такая система массового обслуживания, в которой характер обслуживания зависит от длины очереди: при увеличении этой длины обслуживающий канал начинает «спешить» — в связи с этим уменьшается время обслуживания, но увеличивается вероятность ошибки. Разумеется, такая обстановка создается только там, где «каналом обслуживания» является живой человек.

Рассмотрим пример такой СМО. Возьмем замкнутую одноканальную СМО с источниками заявок (рабочего, обслуживающего станков).

Пусть при отсутствии очереди (в нормальных условиях) среднее время обслуживания равно а значит интенсивность потока обслуживаний равна При наличии в очереди ожидающих наладки станков рабочий начинает торопиться, и интенсивность потока обслуживаний увеличивается. Обозначим интенсивность потока обслуживаний при наличии в очереди станков через Одновременно с увеличением темпа обслуживания (в связи с увеличением числа станков, ожидающих в очереди) увеличивается и вероятность ошибки; при отсутствии очереди (в нормальных условиях) она равна а при наличии в очереди станков — Очевидно, нужно перемножить для каждого интенсивность обслуживания и вероятность ошибки и ввести одну «приведенную» интенсивность обслуживания:

Рис. 5.16

Граф состояний СМО представлен на рис. 5.16 (нумерация состояний — та же, что и выше). Применяя общие формулы для предельных вероятностей в схеме гибели и размножения, получим:

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru