Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. МЕТОД ДИНАМИКИ СРЕДНИХ ДЛЯ СИСТЕМЫ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ НЕОДНОРОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВДо сих пор мы применяли метод динамики средних к системам, состоящим из однородных элементов. Однако, без принципиальных изменений, он может быть применен и к системам, состоящим из неоднородных элементов разных категорий — разница будет только в том, что число дифференциальных уравнений увеличится. Если число категорий и состояний не слишком велико, решение задачи трудностей не вызывает. Пример. В автохозяйстве имеется
Каждая легковая машина может быть в одном из с ледующих состояний:
На базу поступают пуассоновские потоки заявок на грузовые и легковые машины, интенсивности которых и не зависят от числа свободных машин на базе. Пришедшие заявки распределяются равномерно между всеми машинами данной категории, ожидающими вызова. В случае, если на базе нет ни одной свободной машины данной категории, заявка получает отказ (переадресуется на другую базу). На профилактический осмотр берутся только машины, находящиеся в состояниях
где у — число машин (грузовых и легковых вместе), проходящих осмотр. Средняя длительность профилактического осмотра грузовой и легковой машины одинакова и равна Из профилактического осмотра грузовая машина с вероятностью Ремонт как грузовых, так и легковых машин производится ремонтной бригадой; суммарный поток ремонтов, производимый бригадой, имеет интенсивность
где Кроме состояния профилактического осмотра, машины могут поступать в ремонт непосредственно из рейса. Интенсивность потока неисправностей одной грузовой машины в состоянии порожнего рейса равна Vnop, в состоянии груженого рейса — Требуется: — составить граф состояний элементов системы, — написать дифференциальные уравнения для средних численностей состояний. Решение. Вводим обозначения:
Граф состояний системы, распадающийся на два подграфа — F и Л, показан на рис. 6.16.
Рис. 6.16 Определим теперь интенсивности Найдем Поэтому интенсивность потока принятых вызовов (а только такие вызовы могут переводить грузовую машину из состояния
Эта функция такого же вида, как нам встречалась уже ранее, в примере 2 § 2, и встретится еще не раз в следующих примерах. Поэтому мы сейчас введем две функции, которые в дальнейшем будут обозначаться всегда одинаково: Определим функцию
График этой функции представлен на рис. 6.17.
Рис. 6.17
Рис. 6.18 Функцию
График функции При помощи функции
Теперь вычислим интенсивность 2 потока событий, переводящих отдельную грузовую машину из состояния Гг в
Далее найдем другие интенсивности. Имеем:
Теперь определим интенсивность потока событий, переводящего элемент (грузовую машину), находящийся в состоянии Эту интенсивность вычислим следующим образом. Суммарная интенсивность потока осмотров, который производит бригада, согласно формуле (4.1), равна:
Эту интенсивность нужно поровну разделить между всеми машинами, находящимися в состояниях
Но это еще не все: ведь в состояние Гг переходит не каждая машина, прошедшая осмотр, а только какая-то часть из них. Чтобы получить из (4.10) интенсивность
Аналогично находим:
Интенсивность потока ремонтов, переводящих элемент из состояния
где Из состояний
Аналогично определяем интенсивности потоков событий для второго подграфа (легковые машины):
Таким образом, все интенсивности потоков событий для обоих подграфов рис. 6.16 найдены. Заменяя в них численности состояний средними численностями, напишем систему дифференциальных уравнений динамики средних в виде:
Напомним, что в этих уравнениях Таким образом, нами написаны десять дифференциальных уравнений для средних численностей состояний
Таким образом, общее количество дифференциальных уравнений, которое придется решать, равно восьми Начальные условия, при которых мы будем решать эту систему, зависят от того, какой вопрос мы хотим выяснить. Если, например, нас интересует по преимуществу начальный период работы базы, вскоре после ее организации, естественно предположить, что в начальный момент все машины находятся в состояниях
Если же нас интересует другое, например, насколько быстро система может справиться с «затором», вызванным большим числом неисправностей, — можно предположить, что в начальный момент уже большое число машин находится в ремонте (состояния Обратим внимание на то, что полученная нами система дифференциальных уравнений для средних численностей состояний нелинейна. Это очень типично для метода динамики средних в условиях, когда интенсивности потоков событий зависят от численностей состояний. Тем не менее решение такой системы дифференциальных уравнений на ЭЦВМ или даже вручную (численно) затруднений не представляет. Для этого только нужно задаться численными значениями всех параметров, фигурирующих в задаче.
|
1 |
Оглавление
|