Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
3. ПЛАТЕЖНАЯ МАТРИЦАРассмотрим конечную игру, в которой игрок («мы») имеет Если игра содержит кроме личных случайные ходы, то выигрыш при паре стратегий Предположим, что нам известны значения
Такая таблица называется платежной матрицей или просто матрицей игры. Заметим, что построение платежной матрицы, особенно для игр с большим количеством стратегий, может само по себе представлять весьма непростую задачу. Например, для шахматной игры число возможных стратегий так велико, что построение платежной матрицы (даже с привлечением вычислительных машин) является пока практически неосуществимым. Однако в принципе любая конечная игра может быть приведена к матричной форме. Рассмотрим несколько элементарных примеров игр и построим для них платежные матрицы. Пример 1. Игра «поиск», Имеется два игрока А и В; игрок А прячется, а В его ищет. В распоряжении А имеется два убежища (I и II), любое из которых он может выбрать по своему усмотрению. Условия игры таковы: если В найдет А в том убежище, где А спрятался, то А платит ему штраф 1 руб; если В не найдет А (т. е. будет искать в другом убежище), то он сам должен заплатить А такой же штаф. Требуется построить платежную матрицу. Решение. Игра состоит всего из двух ходов, оба — личные. У нас (А) две стратегии:
У противника (В) тоже две стратегии:
Перед нами
На примере Этой игры, как она ни элементарна, можно уяснить себе некоторые важные идеи теории игр. Предположим сначала, что данная игра выполняется только один раз (играется единственная «партия»). Тогда, очевидно, нет смысла говорить о преимуществах тех или других стратегий — каждый из игроков может с равным основанием принять любую из них. Однако при многократном повторении игры положение меняется. Действительно, допустим, что мы (игрок А) выбрали какую-то стратегию (скажем, Очевидно, надежным способом, гарантирующим нас от верного проигрыша, будет такая организация выбора в каждой партии, когда мы сами его наперед не знаем. Например, можно бросить монету, и, если выпадет герб, выбрать убежище I, а если решка — убежище II. Печальное положение, в котором оказался игрок А (чтобы не проигрывать, выбирать убежище случайным образом), очевидно, присуще не только ему, но и его противнику В, для которого справедливы все вышеприведенные рассуждения. Оптимальной стратегией каждого оказывается «смешанная» стратегия, в которой две возможные стратегии игрока чередуются случайным образом, с одинаковыми вероятностями. Таким образом, мы путем интуитивных рассуждений подошли к одному из существенных понятий теории игр — к понятию смешанной стратегии т. е. такой, в которой отдельные «чистые» стретегии чередуются случайным образом с какими-то вероятностями. В данном примере из соображений симметрии ясно, что стратегии Пример 2. Игра «три пальца». Игроки А и В одновременно и независимо друг от друга показывают один, два или три пальца. Выигрыш или проигрыш решает общее число показанных пальцев. Выигрыш (в рублях) равен этому числу; если оно четное — выигрывает А, а В ему платит; если нечетное — наоборот. Требуется построить платежную матрицу. Решение. У каждого игрока по три стратегии: показывать один, два или три пальца. Матрица игры 3x3 имеет вид:
Проанализируем ситуацию. Очевидно, на любую нашу стратегию противник может ответить наихудшим для нас образом. Например, если мы выбирем Однако попробуем стать на точку зрения второго игрока (В). Его положение тоже не из блестящих. Если он выберет Выходит, игра невыгодна ни тому, ни другому из игроков: каждый из них, выбрав какую-то определенную стратегию, осужден на проигрыш! Это наводит на мысль, что и здесь выход — в применении смешанных стратегий; действительно, так оно и есть, но в данном примере дело обстоит не так просто, как в предыдущем, и чтобы найти оптимальные стратегии сторон, нужно научиться решать игры. В дальнейшем мы вернемся к этому примеру и найдем его решение. Пример 3. Игра «вооружение и самолет». В нашем распоряжении имеются три вида вооружения:
Решение. Матрица игры 3x3 имеет вид: где выигрыш — вероятность поражения самолета (мы стремимся его максимизировать, а противник — минимизировать). Над этой игрой стоит подумать, так как она обладает некоторыми особыми свойствами, незаметными на первый взгляд. Станем сперва на точку зрения игрока А и переберем одну за другой все его стратегии. На Станем теперь на точку зрения противника; не забудем, что он хочет отдать поменьше! Пусть он выбирает Мы видим, что в данном примере стратегии В дальнейшем мы увидим, что пара стратегий, обладающих таким свойством, являются оптимальными стратегиями сторон и образуют так называемое решение игры.
|
1 |
Оглавление
|