Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
7. ИГРА 2Х2Наиболее простым случаем конечной игры является игра 2x2, где у каждого игрока две стратегии. Рассмотрим игру
Здесь могут встретиться два случая: 1) игра имеет седловую точку; 2) игра не имеет седловой точки. В первом случае решение очевидно: это — пара стратегий, пересекающихся в седловой точке. Нетрудно доказать, что если игра 2x2 имеет седловую точку, то в этой игре всегда какая-нибудь из стратегий может быть отброшена как заведомо невыгодная или дублирующая. Не будем этого доказывать. Предоставим читателю доказать это положение или убедиться в его справедливости на ряде произвольно выбранных примеров. Рассмотрим второй случай: предположим, что в матрице 2x2 седловой точки нет. При этом нижняя цена игры не равна верхней:
Сначала определим оптимальную смешанную стратегию Согласно теореме об активных стратегиях (см. § 5), если мы будем придерживаться этой стретегии, то, независимо от образа действий противника (если он только не выходит за пределы своих активных стратегий), выигрыш будет оставаться равным цене игры v. В игре 2x2 обе стратегии противника являются активными (иначе игра имела бы седловую точку). Значит, если мы придерживаемся своей оптимальной стратегии
из которых, принимая во внимание условие
Цену игры v найдем, подставляя значения
Аналогично находится оптимальная стратегия противника:
из уравнений
(откуда
Пример 1. Найти решение игры «поиск» (см. пример 1 § 2). Решение. Игра 2 X 2 с матрицей не имеет седловой точки:
Ищем решение в смешанных стратегиях. По формулам (7.2), (7.3), (7.5) получаем:
Следовательно, оптимальная стратегия каждого игрока состоит в том, чтобы случайным образом чередовать свои чистые стратегии, пользуясь каждой из них с вероятностью 1/2; при этом средний выигрыш будет равен нулю (этот вывод уже был получен нами из интуитивных соображений). В следующем примере мы рассмотрим игру, решение которой не является столь очевидным. Пример 2. Игра «Два бомбардировщика и истребитель». Сторона А посылает в район расположения противника В два бомбардировщика I и II; I летит спереди, II — сзади. Один из бомбардировщиков (заранее неизвестно, какой) должен нести бомбу, другой выполняет только функцию сопровождения. В районе противника бомбардировщики подвергаются нападению истребителя стороны В (рис. 9.2). Оба бомбардировщика вооружены пушками. Если истребитель атакует задний бомбардировщик, то по нему ведут огонь пушки только этого бомбардировщика, поражающие истребитель с вероятностью 0,3. Если же истребитель атакует передний бомбардировщик, по нему ведут огонь пушки как переднего, так и заднего бомбардировщика; совместно они поражают его с вероятностью
Если истребитель не сбит ответным огнем бомбардировщиков, то он поражает выбранную им цель с вероятностью 0,8. Задача бомбардировщиков — донести бомбу до цели; задача истребителя — воспрепятствовать этому. Требуется найти оптимальные стратегии сторон: — Для стороны А — какой бомбардировщик сделать носителем? — Для стороны В — какой бомбардировщик атаковать? Решение. Составим матрицу игры, для чего найдем средний выигрыш при каждой комбинации стратегий. Выигрыш — вероятность непоражения носителя. 1. Носитель не будет поражен, если бомбардировщики собьют истребитель, или же если они его не собьют, но и он не поразит свою цель. Вероятность того, что оба бомбардировщика вместе поразят истребитель, равна 0,51, поэтому
2.
3.
4.
Матрица игры с добавочным столбцом и строкой:
Нижняя — цена игры
(В данном случае
Рис. 9.2 Итак, оптимальные стратегии сторон и цена игры найдены:
т. е. наша оптимальная стратегия состоит в том, чтобы в 58,8% всех случаев (с вероятностью 0,588) делать носителем l, а в 41,2% случаев — II. Аналогично противник должен с вероятностью 0,588 атаковать первый бомбардировщик, а с вероятностью 0,412 — второй. При этом сторона А будет выполнять свою задачу — доносить бомбы до цели — с вероятностью 0,768, что больше нижней цены игры 0,608 и меньше верхней цены игры 1. Решению игры 2X2 можно дать удобную геометрическую интер претацию Пусть имеется игра
Возьмем участок оси абсцисс длиной единица (рис. 9.3). Левый конец участка (точка с абсциссой
Рис. 9.3
Рис. 9.4
Рис. 9.5 Пусть противник применяет стратегию Очевидно, точно таким же способом может быть построена и стратегия Нам нужно найти оптимальную стратегию Для этого построим нижнюю границу выигрыша при стратегиях В нашем случае решение игры определялось точкой пересечения стратегий
Рис. 9.6
Рис. 9.7 Здесь стратегия Геометрическая интерпретация дает возможность наглядно изобразить также нижнюю цену игры а и верхнюю
равна отношению длины отрезка
или, что то же,
на оси II — II. Оптимальную стратегию
Рис. 9.8
Рис. 9.9 На рис. 9.9 дана геометрическая интерпретация решения игры «два бомбардировщика и истребитель» (пример 2).
|
1 |
Оглавление
|