Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
8. ИГРЫ 2xn И mx2Мы убедились, что любая игра Итак, пусть имеется матрица игры
Зная, какие стратегии пересекаются в точке N, можно указать активные стратегии противника. В нашем случае (рис. 9.10) оптимальная смешанная стратегия противника
состоит из смеси двух активных стратегий Если А будет пользоваться своей оптимальной стратегией Можно доказать, что у любой конечной игры Из этого, в частности, следует, что у игры
Рис. 9.10 Отсюда вытекает такой практический прием решения игры Очевидно, так же может быть решена и игра Пример 1. Игра «самолеты и зенитные орудия». Сторона А (самолеты) нападает на объект, сторона В (зенитные орудия) обороняет его. У стороны А два самолета, у стороны В — три зенитных орудия. Каждый самолет является носителем мощного поражающего средства: для поражения объекта достаточно, чтобы к нему прорвался хотя бы один самолет. Самолеты могут выбирать для подхода к объекту любое из трех направлений: l, 11 или Ш, не меняя его в дальнейшем (рис. 9.12). Противник (В) может разместить любое из своих орудий на любом направлении; каждое из орудий простреливает только область пространства, относящуюся к данному направлению, и не простреливает соседних направлений. Каждое орудие может обстрелять только один самолет; обстрелянный самолет поражается с полной достоверностью. Сторона А не знает, где размещены орудия; сторона В не знает, откуда прилетят самолеты. Задача стороны А — поразить объект, стороны В — не допустить поражения. Найти решение игры. Решение. Если в качестве стратегий рассматривать все возможные способы выбора направлений самолетами и расстановки орудий, количество стратегий будет очень велико — 9 с одной стороны и 27 с другой. Однако можно ограничиться гораздо меньшим числом стратегий, если заранее их «смешать» и рассмотреть для А только две стратегии:
Рис. 9.11
Рис. 9.12 При этом предполагается, что выбор каждого из направлений про изводится случайным образом и с одинаковой вероятностью. Составим матрицу игры. Выигрыш А в данном случае — вероятность поражения объекта, иначе — вероятность того, что к объекту прорвется хотя бы один самолет. Рассмотрим выигрыши для всех комбинаций стратегий.
— самолеты летят по одному и тому же направлению, орудия расставлены по одному — самолеты летят по одному; противник ставит два орудия на одно направление, одно — на другое и оставляет незащищенным третье Вероятность этого события равна 4. 5. 6. Составляем матрицу игры:
Из матрицы видно, что нижняя цена игры равна верхней: На рис. 9.13 дана геометрическая интерпретация игры. Пример 2 (вариант той же игры). Условия те же, но для стороны А возможны не три, а четыре направления подхода к объекту, а сторона В располагает четырьмя орудиями. Решение. У нас по-прежнему две возможные стратегии:
У противника пять возможных стратегий:
Стратегии
Рис. 9,13
Рис. 9.14 Эта игра 2x3 не имеет седловой точки (
Решая эту игру, находим оптимальные стратегии сторон:
Таким образом, можно сформулировать следующие рекомендации сторонам А и В: сторона А должна с вероятностью Пример 3. Игра «распределение сил в наступлении и обороне». Сторона А, располагающая тремя батальонами пехоты, стремится захватить некоторый объект В; сторона В, располагающая четырьмя батальонами пехоты, стремится воспрепятствовать этому. Каждый из наступающих батальонов может быть направлен к объекту по любой из двух дорог: I и II (рис. 9.15).
Рис. 9.15 Сторона В также может расположить любой из своих батальонов на любой из дорог. Если на дороге силы стороны В встречаются с превосходящими силами стороны А, последние оттесняют оборону, проходят к объекту и занимают его; если же на дороге оборона численно превышает нападение, атака отбивается, силы стороны А отходят и больше не возобновляют нападение. Если на дороге встречаются силы одинаковой численности, сторона А с вероятностью 0,4 побеждает и проходит к объекту, а с вероятностью 0,6 атака оказывается отбитой. Требуется дать рекомендации сторонам по количеству батальонов, которое следует направить на каждую из дорог. Решение. Выигрыш А в данном случае — вероятность занятия объекта. Рассмотрим следующие стратегии нападения (А):
Стратегии обороны (В) будут:
Составим матрицу игры. Найдем выигрыш для всех комбинаций стратегий. 1. 2. АВ. При этом на одной из дорог с полной достоверностью будет перевес сил нападения, и 3.
4.
5. 6.
Матрица игры
Нижняя цена игры Таким образом, у стороны А существует несчетное множество оптимальных стратегий. Найдем абсциссы точек
откуда
откуда Итак, в качестве оптимальной смешанной стратегии сторона А может применять любую Разумеется, крайние значения
Рис. 9.16 Таким образом, оптимальная стратегия игрока А найдена: она состоит в том, чтобы с вероятностью, принимающей любое значение между 0,4 и 0,5, направлять два батальона по одной из дорог (любой), а оставшийся батальон — по другой дороге; во всех же остальных случаях посылать все три батальона по одной из дорог (любой). Что касается оптимальной стратегии противника (В), то, как видно из рис. 9.16, она сводится к применению одной единственной чистой стратегии, а именно
т. е. обороняющийся всегда должен выставлять три батальона на одну дорогу (любую), а один батальон — на другую дорогу. Цена игры, т. е. устойчивый выигрыш стороны А при этом будет равен верхней цене игры 0,7
|
1 |
Оглавление
|